Институт заочного и дистанционного образования является одним из старейших учебных подразделений МичГАУ. Он ровесник университета, был создан в 1931 году. До 1935 года именовался заочным сектором, затем - заочным отделением. В 1955 году он получил статус факультета заочного обучения. С 2002 по 2006 год его функция расширилась, он стал факультетом заочного обучения и повышения квалификации. В 2006 году - факультет заочного и дистанционного обучения. С 2008 года факультет реорганизовали в институт заочного и дистанционного образования.
Институт является самым крупным подразделением университета. Здесь ведется подготовка студентов по всем аккредитованным направлениям и специальностям. В настоящее время в институте обучается более 3000 студентов, из них 1300 человек - по дистанционной технологии обучения. В основе дистанционного обучения лежат кейс-технология (информационные образовательные ресурсы в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов) и сетевые технологии с использованием глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся, педагогических работников к информационно-образовательным ресурсам.
Институт заочного и дистанционного образования ведет подготовку бакалавров, магистров и специалистов по наиболее востребованным направлениям и специальностям. Дает студентам возможность получить второе высшее параллельное образование одновременно с первым.
Он готовит высококвалифицированных бакалавров, магистров и специалистов по экономическим, инженерным, социально-гуманитарным и технологическим, агрономическим, плодоовощным направлениям и специальностям без отрыва от производства.
Даная форма подготовки кадров является более доступной для желающих получить высшее образование, она позволяет совмещать обучение с работой на производстве, использовать достижения научно-технического прогресса, способствует закреплению кадров в сельском хозяйстве. Поэтому функционирование заочной формы и дистанционной технологии подготовки кадров является одним из основных звеньев в стратегии развития университета. Многие выпускники руководят сельскохозяйственными организациями и регионами, строительными, ремонтными и проектными предприятиями и организациями, акционерными обществами и муниципальными предприятиями, занимают ответственные должности в органах государственной власти различных уровней.
Изменившаяся в 90-е годы прошлого века социально-экономическая среда в России потребовала новых подходов к организации заочного обучения. В институте стали реализовываться сокращенные и ускоренные программы обучения.
Изучением теоретических аспектов дистанционного обучения Мичуринский государственный аграрный университет начал заниматься с 1998 года, но лишь в 2002 году осуществил первый прием студентов в количестве 71 человека. В последующие годы принималось уже по 200 человек, т.е. почти в 3 раза больше, в 2010 году было принято 230 студентов на освоение образовательной программы с использованием дистанционных технологий обучения. По дистанционной технологии получают образование
Приоритетной задачей дирекции института заочного и дистанционного образования является повышение качества обучения, воспитания и профессиональной подготовки специалистов для народного хозяйства России, обеспечение преемственности культуры и духовно-нравственных основ общества, умение вносить постоянный вклад в создание условий для роста уровня качества жизни и численности населения страны, обеспечение конкурентоспособности ее экономики.
Директор института заочного и дистанционного образования И.С. Козаев: