ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А.В. Никитин

Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Россия

В последнее время в средствах массовой информации, на конференциях широко обсуждается проблема развития агропромышленного комплекса России. Наиболее острые дискуссии вызывает вопрос кадрового обеспечения сельских территорий в соответствии с требованиями региональной политики.

Специфической особенностью экономического развития Тамбовской области, обозначенной в Стратегии социально-экономического развития на период до 2020 года, является формирование «точек роста» на основе кластерного подхода и разработка перспективных инвестиционных проектов в сфере АПК. В соответствии с Соглашением между Российской академией наук и администрацией Тамбовской области о сотрудничестве при проведении государственной политики на территории области реализуется крупномасштабный комплексный инновационный пилотный проект «Сохранение здоровья здоровых людей». Распоряжением Правительства РФ № 2393Р от 27.12.2010 в государственную программу «Создание технопарков в сфере высоких технологий» включено создание технопарка в сфере высоких биотехнологий «Мичуринский». Осуществляется практическая работа по созданию научно-технологического центра «Зелёная долина», в котором уже сегодня разработаны инновационные технологии производства продуктов питания функционального и оздоровительного назначения, продуктов питания для проекта «Марс-500», технологии производства экологически безопасных саморазлагающихся биополимеров.

Развитие новых производств требует создания более 14 тысяч рабочих мест с инновационной составляющей, в т.ч. научных кадров высшей квалификации - 1450 человек, специалистов для высокотехнологичных производств - 3800 человек.

Трансформация производственной сферы невозможна без формирования соответствующей социальной инфраструктуры на селе, где культура и экономика органически переплелись и соединены преимущественно саморегулирующимися связями. Таким образом, важным фактором возрождения и развития сельских территорий региона является модернизация образования в соответствии с региональной экономической политикой, на основе комплексного подхода, предусматривающего развитие многоукладности не только в производственной, но и в социальной сфере села.

В октябре 2009 года глава администрации области О.И. Бетин обратился к министру сельского хозяйства РФ Е.Б. Скрынник с просьбой рассмотреть возможность объединения образовательных учреждений Мичуринска-наукограда с целью комплексного решения научно-производственных и социально-экономических задач, стоящих перед Тамбовской областью. Данная просьба получила поддержку, и в течение двух лет вопрос объединения в Мичуринске аграрного университета, педагогического института, колледжа пищевой промышленности и аграрного колледжа решался администрацией области совместно с Министерством образования и науки РФ, Министерством сельского хозяйства РФ, Россельхозакадемией. В декабре данный вопрос прошел согласование с Министерством экономического развития РФ, Министерством финансов РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ и получил одобрение во всех ведомствах. Актуальность такого решения обусловлена:

- стратегией социально-экономического развития Тамбовской области;

- расширением сферы образовательной деятельности в регионе, ее комплексным характером и направленностью на устойчивое развитие сельских территорий;

- необходимостью сохранения в Мичуринске, единственном наукограде РФ в сфере

АПК, старейшего высшего учебного заведения, имеющего статус университета, придание ему нового качества.

Более ста лет Мичуринск является центром садоводства России. Эта специфика отразилась не только на научной, экономической сферах (в городе 2 НИИ и 2 экспериментальных предприятия РАСХН), но и образовательной сфере города. Все образовательные учреждения Мичуринска в основном готовят кадры для села, в том числе и педагогический институт, который обеспечивает потребность сельских школ области учителями на 90%. О многопрофильно-сти подготовки свидетельствуют новые специальности, открытые в педагогическом институте начиная с 2000 года: «Безопасность жизнедеятельности», «Технология и предпринимательство» со специализацией «Автодело и техническое обслуживание», «Охранная деятельность в сфере предпринимательства», «Социально-экономическое образование» и т.п. Таким образом, его деятельность логично вписывается в общую концепцию создаваемого объединённого университета, предполагающую обеспечение сельских территорий области специалистами различных профилей и уровней квалификации*. Специалистами, готовыми осуществлять социальную, экономическую, производственную, инфраструктурную, учебную, воспитательную и культурную деятельность на селе. Что, в свою очередь, позволит в регионе, наряду с сельскохозяйственным, сформироваться и другим видам производства (перерабатывающему, энергетическому и т.п.), а также отраслям, обслуживающим сельское хозяйство, осуществляющим транспортировку, хранение, реализацию с.-х. продукции. Будут созданы новые структурные формы агропромышленного производства, развиваться социокультурная сфера, система просвещения, сфера бытового обслуживания.

Мичуринский государственный аграрный университет - исторически сложившееся базовое образовательное учреждение по подготовке высококвалифицированных кадров для агропромышленного комплекса и обслуживающей его сферы. Аграрный колледж и колледж пищевой промышленности более 70 лет готовят кадры средней категории для сельского хозяйства и перерабатывающей сферы.

Значимо, что в среднем по всем четырем образовательным учреждениям в 2010 году трудоустроилось на селе около 70% выпускников.
Таким образом, общая цель - подготовка кадров для села - подтолкнула процесс интеграции аграрного и педагогического образования в городе, который в настоящее время прогрессирует и даже приобрел инерционный характер.

В 2000 году в Мичуринском аграрном университете был открыт социально-гуманитарный факультет. В рамках научно-исследовательской работы аграрного университета развивается гуманитарное направление: открывается аспирантура и докторантура по педагогике, проводятся научные исследования в сфере социологии, истории, философии и т.п. Впервые на базе аграрного вуза готовят специалистов по связям с общественностью для агропромышленного комплекса. О качестве подготовки специалистов гуманитарного профиля свидетельствуют многочисленные награды студентов МичГАУ на Международных и Всероссийских профильных конкурсах, а также их высокая востребованность в компаниях СМИ не только нашей области, но и других регионов. В 2002 году в университете создан центр дополнительного педагогического образования. В связи с этим студенты МичГАУ имеют возможность получить второй диплом «Преподаватель». Многие из таких выпускников в настоящее время, работая в сфере АПК, параллельно осуществляют педагогическую деятельность в школах, колледжах.

С 2009 года на базе университета реализуется модель системы инновационной довузовской подготовки на базе проуниверситетских классов из сельских школ. В проекте участвуют более 15 школ. Учителя школ регулярно проходят повышение квалификации в институте дополнительного профессионального образования МичГАУ, осваивают новые технологии обучения в соответствии с естественно-научным профилем, подходы к организации на базе сельских школ фитомодулей, аптекарских огородов, мини-ферм и т.п. В дальнейшем на базе присоединяемого педагогического института планируется создание современного Центра педагогического образования, осуществляющего подготовку учителей сельских школ, специалистов Реструктуризация предопределяет появление в структуре непрерывной подготовки новых образовательных форм, таких, как центр педагогического образования для сельских территорий, центр непрерывного образования и развития сельских территорий, центр социально-культурной реконструкции сельских территорий, центр экологической реконструкции села, информационно-логистический центр обеспечения сельских территорий, центр по работе с одаренными детьми из сельских школ и т.п.

В результате институциональной перестройки на основе эффективного взаимодействия образования с региональной наукой и рынком труда на селе значительно повысится качество образовательных услуг.

За счет формирования подсистемы непрерывного педагогического и аграрного образования, совершенствования ее научно-методического обеспечения на основе интеграции научных социальных и педагогических школ повысится эффективность деятельности университета в направлении профориентации на профессии для села. В дальнейшем планируется становление университета как ресурсного центра профильного обучения на сельских территориях на основе сетевого взаимодействия со школами региона.

Комплексный подход к научным исследованиям и системная координация действующих на данном этапе научных направлений по 7 отраслям науки (сельскохозяйственные, биологические, экономические, технические, педагогические, социологические, филологические и химические) позволят сконцентрировать усилия на инновационном развитии сельских территорий региона.

Объединение информационно-издательского потенциала образовательных учреждений активизирует процесс создания регионального информационно-логистического центра в сфере устойчивого развития сельских территорий как структурного подразделения университета.
Интеграция систем воспитания, их научное сопровождение в рамках деятельности новых научных гуманитарных школ позволит сформировать у обучающихся устойчивую мотивацию к труду на селе; воспитать молодое поколение, относящееся с любовью и уважением к своему краю и России и способное проявлять волю и энергию по развитию российского общества.

Таким образом, цель интеграции образовательных учреждений в Мичуринске - наукограде РФ - повышение эффективности их деятельности на основе взаимодействия имеющихся у них научных, образовательных, инфраструктурных компонентов, создание в области новой модели инновационного территориально-отраслевого университета как центра комплексного развития сельских территорий.


Источник - ВЕСТНИК МичГАУ, № 1


© 2022 Образовательный портал Тамбовской области