ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Н.Ю. Кузичева

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия

Развитие сельских территорий признано одним из основных стратегических направлений развития аграрного сектора России. Оно является, с одной стороны, условием успешного функционирования сельского хозяйства как отрасли народного хозяйства, а, с другой, жизненной средой 1А населения страны. В связи с этим необходимо создание таких условий жизни, которые позволили бы использовать физический и интеллектуальный потенциал сельских жителей в полном объеме. В совокупности с решением вопроса о модернизации материально-технической базы сельскохозяйственного производства это позволит повысить производительность труда в аграрной нфуечрнео. й литературе под понятием «сельская территория» понимают обитаемую местность вне крупных городов, которая включает все имеющиеся на данной территории природные условия, сельское население и разнообразные элементы материальной культуры и основных производственных фондов [1].

Решение проблемы устойчивого развития села лежит в экономической, организационной, управленческой и социальной плоскостях. Прежде всего, должны быть созданы экономические предпосылки расширенного воспроизводства населения.

Они состоят в возможности реализации интересов людей, что, в свою очередь, будет являться основой для достижения общественных интересов. Основным инструментом, который должен быть задействован в формировании стимулов оседлости селян на территории, должно стать сочетание рыночных принципов хозяйствования и государственного регулирования. Первая группа принципов будет способствовать самостоятельному определению параметров производства конкретных видов сельскохозяйственной продукции товаропроизводителями. Второй «рычаг» управления должен иметь косвенную природу стимулирования повышения эффективности аграрного производства, а также экономически сбалансированного выбора направлений деятельности. Эти принципы в равной мере должны быть положены в организацию хозяйствования аграрных товаропроизводителей различных форм - от крестьянских (фермерских) хозяйств до крупных агрохолдинговых структур. При этом следует отметить, что государство должно «взять» на себя обязанность стимулирования не только производства аграрного продукта в объемах необходимых для обеспечения продовольственной безопасности, но и освоения людьми малонаселенных (но пригодных для ведения сельскохозяйственного производства) территорий страны. К числу экономических направлений совершенствования механизмов государственного регулирования в области повышения устойчивости развития сельских территорий следует отнести: налогообложение; страхование; кредитование; субсидирование и дотирование; регулирование цен; регулирование рынка; финансирование подготовки кадров.С ледует учитывать тот факт, что государство наряду с сельскохозяйственными товаропроизводителями также является субъектом хозяйствования, имеющим надындивидуальный статус, то есть также «преследует» экономические цели, выражающиеся в максимизации доходов (полноте сбора налогов).

Учитывая этот постулат, целесообразно было бы предложить регрессивную шкалу налогообложения по основным видам налогов, уплачиваемым сельскохозяйственной организацией (например, налог на добавленную стоимость). При этом базовая ставка должна быть установлена на современном уровне (10 и 18%) и снижена по мере роста натуральных показателей эффективности производства. При этом объективно в перспективе могут быть достигнуты цели государства (обеспечение производства продовольствия и наполняемость бюджетов различных уровней) и сельскохозяйственного товаропроизводителя, который, с одной стороны, может получать дополнительный доход в размере разницы от налогообложения по «старой» и «новой» схеме, с другой, будет заинтересован в интенсификации аграрного производства за счет собственных средств, с третьей, будет выступать инвестором I сферы АПК (при условии модернизации ее продукта).

Принятая в России система страхования урожая сельскохозяйственных культур и      насаждений      требует      совершенствования      в      методической    и организационных частях. Первая должна учитывать средние величины урожайности, рассчитанные по средневзвешенным показателям, что позволит на практике применить принцип справедливости при расчете компенсационных выплат по отношению к сторонам-участникам процесса страхования (в том числе государства), вторая – предусматривать такие схемы компенсации, которые предусматривали бы ограниченное финансовое обременение сельскохозяйственных товаропроизводителей и сокращение бюрократических процедур оформления страховых операций.

В практике хозяйствования сельскохозяйственных товаропроизводителей России широко применяется схема субсидирования процентной ставки по привлеченным кредитам в размере ?. Экономически целесообразно было бы усовершенствовать модель кредитования, которая учла бы уровень эффективности производства сельскохозяйственной продукции. При этом компенсационная часть могла бы быть увеличена до 50% при условии достижения не менее 80% биологически определенной продуктивности сельскохозяйственных посевов, насаждений, животных. В этом случае на научной основе должны быть определены предельные значения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности сельскохозяйственных животных в разрезе конкретных сортов в различных природных зонах страны. Это позволит активизировать процессы взаимодействия науки и производства, научные исследования в областях селекции и технологии выращивания районированных и интродуцированных сортов. Субсидирование и дотирование сельскохозяйственного производства должно осуществляться по народнохозяйственно значимым направлениям сельского хозяйства. В основу определения ставки субсидирования должен быть положен принцип зависимости ее размера от эффективности производства сельскохозяйственной продукции. При этом базовый расчет компенсационных выплат может строиться на применении интегрального показателя, учитывающего биологический и экономический потенциалы продукта-ресурса. В отношении аграрных капиталоемких отраслей, имеющих производственный лаг до нескольких лет, субсидирование долгосрочных инвестиционных (капитальных) вложений является объективной необходимостью в целях выравнивания экономических условий функционирования различных производственных направлений сельского хозяйства.

Регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию в рыночно-ориентированной экономической системе должно осуществляться в строгом соответствии пропорций «необходимость-возможность». При этом фактор «необходимости» выступает в двух проявлениях:

1)    уровень доступности продовольствия для населения;
2)    обеспечение простого воспроизводства в аграрной сфере. Следует      отметить,      что      применение такого рычага  государственного регулирования должно быть реализовано в отношении всех видов биологически значимого продовольствия. К ним нужно отнести не только зерно и мясо -стратегические продукты аграрной сферы, но и фрукты, овощи (эквивалент - сок), сахар.

Поскольку процесс движения сельскохозяйственной продукции к прямому потребителю включает сферы переработки (производство продовольствия) и торговли, особую актуальность приобретает вопрос ценообразования именно на этих этапах. В связи с этим возникает объективная необходимость создания эффективного механизма мониторинга и контроля формирования конечной стоимости продовольствия. При этом следует отметить, что ценовые параметры на продукты питания на критерий справедливости формирования должны оцениваться не по кругу регионов страны (горизонтально), а по пропорциям распределения конечной прибыли между участниками процесса производства данного вида продовольствия (вертикально). Это позволит своевременно выявить сговоры крупных посреднических и торговых структур на потребительском рынке и применить нормы антимонопольного законодательства. Во многом Нэ тео мнеанхеоед ивта ожтнрыа мж еянвилея ве т ксряи ртеарзвиит «ивео нз ма о сженлоес ткьо»о.п ерации и агропромышленной интеграции. Особое значение эти процессы имеют в отношении личных подсобных хозяйств. Мелкие размеры и низкая товарность продукции этой группы хозяйств во многом обусловлена тем, что сельские жители не имеют возможности сбыта своей продукции по приемлемым ценам. Единственным покупателем выступают частные предприниматели, занявшие нишу посреднических структур. Забой скота, транспортировка мяса до потребителей - основные функции, выполняемые ими. При этом часто складывается ситуация монопсонизации рынка. В этих условиях выход виден только в сосредоточении трудовых усилий, земли и капитала в центре, берущим обязательства ресурсообеспечения ЛПХ населения, в том числе через участие в реализации программ интенсификации малого производства.

Особого внимания требует решение проблемы расширения информационного пространства сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это касается широкого круга вопросов - от технологического сопровождения производства до выбора контрагентов при реализации продукции.
Агропромышленная интеграция крупных сельскохозяйственных организаций и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции целесообразна по схеме «мягкого» взаимодействия, то есть основанного на договорных началах. В этом случае сохраняется полная самостоятельность хозяйствующих субъектов аграрной сферы и формируется конкурентная среда на рынке сельскохозяйственного сырья, главными конкурирующими субъектами на котором выступают покупатели.

По сути, экономические механизмы стимулирования роста эффективности производства сельскохозяйственной продукции созданы, однако требуют дальнейшего совершенствования. Эффективная экономическая основа позволит формировать доходы сельских товаропроизводителей на уровне, обеспечивающем высокое качество жизни селян. При этом должны быть учтены возможности, потери и результативность предлагаемых мероприятий совершенствования государственного регулирования процесса развития сельских территорий. Таким образом, формирование механизма экономической поддержки аграрного бизнеса будет стимулировать людей к поиску оптимальных форм его организации с учетом перспективных возможностей повышения интенсивности производства сельскохозяйственной продукции.
Одновременно встает вопрос о необходимости развития альтернативных направлений развития сельских территорий. К ним следует отнести сельский туризм. Урбанизация объективно создает условия «отрыва» человека от природы, концентрируя его стремления на получении информации. В современном мире он оказывается вовлечен в высокодинамичный кругооборот индустриального города и главным критерием его отдыха становится снижение уровня скорости изменений окружающего мира, восстановление «экологического» баланса души и тела.
Вторым условием органически связанным с экономическим механизмом развития сельских территорий является наличие эффективных рычагов самоуправления этим процессом.

«Сельские территории» - это понятие приобретающее смысл только при включении в него человека - сельского жителя. Это накладывает черты социальности на процесс развития, что объективно формирует требования к организации жизненного пространства:

-    создание социальной инфраструктуры (школы, больницы, клубы и др.);
-    возможность диверсификации производства (строительство, переработка, обслуживание и т.д.);
-    обеспечение гарантий социальной защиты населения;
-    формирование уклада сельского жителя на принципах:
-    здорового образа жизни;
-    здоровой семьи;
- достойной оплаты за достойный труд. Социальный аспект в развитии сельских территорий является важным, но, к сожалению, не решающим. Привлечение высококвалифицированных кадров на село, возврат и сохранение молодых поколений в деревне невозможно без формирования положительного образа-имиджа сельского жителя, повышения престижа работы в сельском хозяйстве. Поскольку формирование престижа основывается, прежде всего, на сравнительной оценке социального положения работников различных профессиональных групп, привлекательности труда, решение этого вопроса должно основываться на:   о     создании хороших условий труда;
-   повышении механизации труда;
-    высокой оплате труда работников, занятых в сельском хозяйстве;
-    высоком качестве жизни;
-    высокой социальной защищенности.

Одновременно должен быть поставлен вопрос о «допуске» к работе в сельскохозяйственном производстве только людей, имеющих специальное образование. Это, с одной стороны, выступит импульсом к повышению значения, статуса и престижа аграрного образования, с другой – к росту эффективности использования производственного потенциала, с третьей - снижению риска потерь ресурсной базы аграрноТгаок биимз ноебсраа. зом, формирование условий развития сельских территорий должно носить комплексный характер и охватывать аспекты экономического стимулирования агробизнеса, создания благоприятного социального климата, внешнего восприятия престижности труда работника, занятого в сельском хозяйстве. Это позволит наилучшим образом сочетать личные и общественные интересы, что является фундаментом снижения социальной напряженности.

Литература

1.    Артамонов А.Д., Бетин О.И., Богданов И.Я., Гордеев А.В., Мерзлов А.В., Сергеев И.И. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века. Тамбов: Изд-во «Юлиус», 2005. – 384 с.
2.    1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации URL:  mcx.ru/documents/document/show/3571.77.htm (дата обращения: 10.10.2010)

Источник - ВЕСТНИК МИЧУРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА, научно-производственный журнал, 2010, № 2,  Печатная версия.

© 2024 Образовательный портал Тамбовской области