ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОПРОСЕ НАРАЩИВАНИЯ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА

Г.В. Комлацкий

ФГОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», г. Краснодар, Россия

Введение

Земля и эффективное использование её ресурсов являются факторами, во многом определяющими экономическое положение нации. В ходе проведения в 90-х гг. ХХ в. земельной реформы в стране появилось свыше 12,5 млн. владельцев земельных паев. В результате перераспределения земель изменилась структура сельскохозяйственных организаций по формам собственности, площади землевладений, землепользователей и состава угодий. В стране произошел переход к многоукладной экономике в аграрном секторе; появились новые институциональные формы организации сельскохозяйственного производства, в свою очередь обусловливающих появление и развитие новых механизмов организации экономических отношений между землевладельцами и землепользователями.

Исследование вопросов земельных отношений проводилось многими экономистами–аграрниками, что отражено в работах В.Р.Боева, И.Н. Буздалова, А.М. Емельянова, В.В. Казарезова, Э.Н. Крылатых, В.В. Милосердова, А.А. Никонова, А.В. Петрикова, Б.П. Поткуса, И.Ф.Суслова, В.А.Тихонова, В.Я.Узуна, И.Г. Ушачева, А.В. Чаянова,    И.В Чернышева, Г.И. Шмелева и других. В исследование земельного вопроса и изучение механизма земельно-имущественных отношений в сельском хозяйстве на юге России большой вклад внесли В.В. Кузнецов, Н.И. Дворядкин, Е.А. Егоров, П.Ф. Парамонов,    П.Н. Рыбалкин, А.З. Рысьмятов и другие. Ими были разработаны основные подходы к анализу земельных отношений.

Реализуемый в стране национальный проект «Развитие АПК» определил приоритетными направлениями развитие животноводства и малых форм хозяйствования. Одним из факторов обеспечения конкурентоспособности продукции животноводства является наряду с качеством себестоимость продукции. Она во многом определяется стоимостью кормов, на долю которых приходится до 70% затрат. Высокая стоимость кормов обусловлена отсутствием у малых форм хозяйствования земли для выращивания фуражного зерна и кормовых культур.

Целью    исследования    является    разработка    направлений    эффективного использования ограниченных земельных ресурсов в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах населения.
Новизна данной статьи состоит в том, что автором на основе статистических материалов, публикаций ведущих экономистов-аграрников, собственных исследований определены приоритеты в развитии земельных отношений и обозначена экономическая роль земельных отношений в проблеме повышения эффективности животноводства в малых формах хозяйствования.

Основная часть. Краснодарский край – один из регионов России, где наиболее развито агропроизводство. Общая площадь сельхозугодий края составляет всего 2,3% от общероссийской, но при этом здесь производится свыше 7,5% валовой агропродукции страны. В общем объеме валового регионального продукта доля АПК региона составляет более 22%, в том числе сельского хозяйства – свыше 17% .

В     аграрном     секторе     экономики    России,    наряду    с     крупнотоварными сельскохозяйственными организациями, определились новые организационно-правовые формы, к которым относятся малые формы хозяйствования: крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения ЛПХ). Они образуют средний класс, обеспечивающий гарантию продовольственной безопасности, основу демографического благополучия страны.В Европе именно малый бизнес является основой сельского хозяйства. В животноводстве они составляют более 92% от общего числа. Следует сказать, что малые формы хозяйствования являются доминирующим укладом агропроизводства во многих развитых странах. Даже в США, считающегося главным «законодателем моды» в крупном товарном сельском хозяйстве, на их долю приходится около 85% производства валовой сельхозпродукции.

В Краснодарском крае наряду с крупными агрохолдингами насчитывается 18300 крестьянских (фермерских) хозяйств и 887 000 хозяйств населения (ЛПХ). Фермеры- это средний класс, который является основой современной экономики АПК. Именно поэтому губернатор Краснодарского края А.Н.Ткачев на прошедшем в Краснодаре в мае 2010 года съезде фермеров высказал пожелание увеличить число фермерских хозяйств в крае до 100 тысяч.

Дефицит животноводческой продукции на фоне структурного несовершенства в аграрном производстве существенным образом влияет на продовольственную безопасность страны. Уровень потребления мясопродуктов в 61 кг на душу населения (рекомендуемый - 90 кг мяса) ставит Россию в ряд слаборазвитых стран.

Демографическая ситуация, в том числе и по увеличению продолжительности жизни россиян, без улучшения структуры питания с насыщением белком животного происхождения хорошего качества улучшить невозможно. В 2008 году доля российского производства в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов составила только 60,8% (в пересчете на мясо), молока и молокопродуктов ( в пересчете на молоко) – 77,8%[1]. По-прежнему остается высокой доля импорта мяса в Российскую ФедерацВиаюж.н ы м аспектом повышения производства отечественных мясопродуктов является развитие такой отрасли животноводства, как свиноводство.    Наметившиеся положительные темпы прироста поголовья свиней в Российской Федерации на уровне 8-11% в год не являются типичными для всех регионов ( например, на Кубани, некогда насыщенным этими животными регионе, прироста поголовья практически нет.) В 1990 году в крае было 3,0 млн. свиней, сейчас вместе с хозяйствами ЛПХ- около 1,2 млн).

Следует отметить, что отечественное животноводство за последние более чем 60 лет постоянно отставало от мировых показателей как по уровню производства продукции, так и по продуктивности животных, а затраты труда на единицу продукции всегда были в разы выше. Например, в свиноводстве: в европейских странах затраты труда на 1ц прироста свинины составляют 0,6-0,9 чел./ час на 1 ц продукции, в отечественной отрасли- от 18 до 22 чел./час./1 ц прироста живой массы. При этом продуктивность самих животных в России   была в 2-2,5 раза ниже.

Трансформационные процессы в аграрном секторе страны привели к изменениям в структуре валового сельскохозяйственного продукта, структуре пользователей земли и занятости в сельском хозяйстве ( табл.1).[2]

Таблица 1 - Производство продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (%) (по данным Федеральной службы статистики)

Вид хозяйств

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Сельхозорганизации

42,6

41,9

40,9

43,8

49,3

45,9

Хозяйства населения

51,5

53,1

52,7

48,7

41,5

43,4

К(Ф)Х

5,9

5,7

6,4

7,5

9,2

7


В секторе крестьянских (фермерских) хозяйств, несмотря на достаточно высокий темп роста производства, объем сельскохозяйственной продукции не превышает 4-5% валовой продукции отрасли. Доля ЛПХ в валовой продукции сельского хозяйства достигла почти 50%.

В хозяйствах населения Российской Федерации производится до 40 % мяса скота и птицы[3] (табл. 2)

В крестьянских же хозяйствах страны производится менее 5% продукции животноводства [3] (табл.3).

Сдерживающим фактором развития животноводства в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах в стране и в Краснодарском крае, в частности, является отсутствие у большинства из них земли для выращивания фуражного зерна и других кормовых культур.

А ведь общеизвестно, что для успешного ведения отрасли необходимо наряду с селекцией     и    использованием     прогрессивных    технологий     полноценное сбалансированное кормление. Ни у кого, наверное, не вызывает сомнения тот факт, что собственное производство кормов обеспечивает большую прибыль за счет снижения себестоимости произведенной продукции. На одну корову необходимо 2-2,5 га сельхозугодий, на 1 свиноматку- 1-1,5га пашни.

Таблица 2 - Показатели работы крестьянских (фермерских) хозяйств за 2006-2009гг.

Показатели

Единицы измерения

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2009г. в % к 2008 г.

Производство продукции животноводства

Реализовано на убой скота и птицы (в живой массе)

тыс. тонн

217,3

264,8

304,4

323,9

106,4

Производство молока

тыс. тонн

1126,5

1279,9

1379,2

1432,5

103,9

Удельный вес производства продукции животноводства в общем объеме

Мяса скота и птицы (в живой массе)

%

2,7

3,0

3,3

3,3

100,0

Молоко

%

3,6

4,0

4,3

4,4

102,3

Поголовье

Крупный рогатый скот

тыс. голов

1070,9

1225,5

1245,4

1303,5

104,7

в т.ч. коровы

тыс. голов

473

516,9

540,1

545,7

101,0

Свиньи

тыс. голов

788,5

853,1

811,6

837,7

103,2

Овцы и козы

тыс. голов

5057

6055,9

6196,2

6798,7

109,7

Удельный вес поголовья скота в общем объеме поголовья хозяйств всех категорий

Крупный рогатый скот

%

5

5,7

5,8

6,4

110,3

в т.ч. коровы

%

5

5,6

5,9

6,7

113,6

Свиньи

%

5

5,3

4,9

4,4

89,8

Овцы и козы

%

25,7

28,7

30,6

31,0

101,3

Пока эта проблема стоит остро и требует незамедлительного решения. Хотя общеизвестным фактом является то, что все страны, специализирующиеся на производстве зерновых, обязательно развивают свиноводство, молочно-мясное скотоводство, птицеводство, обеспечивая высокий уровень рентабельности этих отраслеНйа.     наш    взгляд,    актуальным    и    экономически    обоснованным    является предоставление сельхозпроизводителям, занимающимся животноводством, земель из фонда перераспределения для развития кормовой базы.

В соответствии с Земельным кодексом РФ в субъектах Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения формируется фонд перераспределения земель. Площадь земель фонда перераспределения в Российской Федерации на 1 января 2009 года составила 48,4 млн. га. [4] (табл. 4).

В Краснодарском крае в 2006 году был принят закон №1101-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель    Краснодарского    края».    Такие    полномочия    были    предоставлены    36 муниципальным образованиям по распоряжению землями фонда перераспределения в размере более 420 тыс.га. Законом Краснодарского края № 1913-КЗ от 03.03.2010 г. органам местного самоуправления было поручено также осуществлять контроль за исполнением договоров аренды. Законодательное собрание Краснодарского края приняло постановление ( № 1741-П от 26.01.2010 г.) о выделении фермерам и для ведения ЛПХ ( малым формам хозяйствования) из краевого фонда перераспределения земель 100 участков для занятия виноградарством, садоводством и овощеводством. Что касается выделения земли для нужд животноводства, то этот вопрос в администрации Кубани пока еще не решен. Хотя законом Краснодарского края № 1514-КЗ от 01.07.2008 г. «О внесении изменения в статью 19 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» было определено целевое назначение фонда перераспределения земель и установлено, что фонд в первоочередном порядке должен использоваться для производства кормовых культур, винограда, плодов,   овощей и ягод.

Таблица 3 - Показатели работы хозяйств населения за 2006-2009гг.

 

Единицы измерения

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г. в % к 2008 г.

Производство продукции животноводства

Реализовано на убой скота и птицы (в живой массе)

тыс. тонн

3942,2

4173,7

4175,3

4166,4

99,8

Производство молока

тыс. тонн

15868,2

16573,4

16737,2

16696,3

99,8

Удельный вес производства продукции животноводства в общем объеме

Мясо скота и птицы (в живой массе)

%

49,7

47,8

44,7

41,9

93,7

Молоко

%

51,5

51,8

51,7

51,2

99,0

Поголовье

Крупный рогатый скот

тыс. голов

9433

10036,6

10046,0

10509,1

104,6

в т.ч. коровы

тыс. голов

4712,9

4795,8

4766,0

4768,3

100,0

Свиньи

тыс. голов

6147,5

6603,6

6338,0

6592,2

104,0

Овцы и козы

тыс. голов

10079

10936,2

11277,1

11719,5

103,9

Удельный вес поголовья скота в общем объеме поголовья хозяйств всех категорий

Крупный рогатый скот

%

44,9

46,6

47,3

47,7

100,8

в т.ч.коровы

%

51,1

51,6

51,8

51,8

100,0

Свиньи

%

40,4

40,8

37,9

34,3

90,5

Овцы и козы

%

53,1

51,8

50,6

50,6

100,0

Каков выход из сложившегося положения? На наш взгляд, на государственном уровне нужно рассмотреть вопрос о целевом выделении земли тем, кто планирует заниматься животноводством, на правах аренды или выкупа. А собственникам и арендаторам (особенно земель из фонда перераспределения) убедительно ( на основе законодательных актов) рекомендовать заниматься животноводством. В настоящее время в каждом районе имеется фонд перераспределения, из которого возможно, на наш взгляд, выделение по целевому назначению земель для развития животноводства и его кормовой базы.

Таблица 4 - Сведения о фонде перераспределения земель в Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения ( 2007-2008 гг.), тыс.га

№ п/п

Состав земель

2007 год

2008 год

2008г.к 2007г. (+/-)

1

Земли фонда перераспределения,

46581,7

48410,4

+1828,7

2

из них сельскохозяйственные угодья

11740,7

11758,7

+18,0

3

В том числе пашня

3710,5

3647,2

-63,3

Согласно Земельному кодексу РФ, земли фонда перераспределения относятся к ведению    субъекта    Федерации,    то    есть    считаются    областной    или    краевой собственностью. В настоящее время этими участками реально распоряжаются районные администрации. Они делают это не всегда добросовестно и эффективно, передавая их хозяйствам в бессрочное пользование, часто не представляя на конкурс и т.д. Сведения о размере фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, арендаторах этих земель должны быть доступны для фермеров и владельцев личных хозяйств.

Следует особенно отметить тот факт, что на современном этапе фонд перераспределения составляет около 12% общей площади земель сельскохозяйственного назначения. Использование даже части этих земель может в значительной степени решить проблему обеспечения российского животноводства высококачественными кормами.

Важной и до настоящего времени юридически не отрегулированной является проблема невостребованных земельных долей. Многие владельцы земельных долей не могут реализовать свои законные права из-за сложности, длительности и значительных финансовых затрат оформления земли в собственность. Вследствие этого возникли так называемые невостребованные доли, из которых формируются соответствующие фонды невостребованных долей. На 1 января 2008 года площадь невостребованных долей собственников составила более 27 млн.га, что составляет около 14% общей площади сельскохозяйственных угодий , входящих в категорию земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации ( ее размер равен 195,6 млн.га). В Краснодарском крае на протяжении последних лет Законодательным собранием был принят ряд постановлений об организации работы по образованию земельного участка в счет невостребованных земельных долей на территории отдельных муниципальных образований. По данным Агропромышленного союза Кубани в Краснодарском крае имеется более 300тыс.га сельхозугодий, которые отнесены к невостребованным долям.

Выводы


Сдерживающим фактором развития животноводства в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах в стране и в Краснодарском крае, в частности, является отсутствие у большинства из них земли для выращивания фуражного зерна и других кормовых культур. Предложенные нами рекомендации прикладного характера, необходимые для повышения эффективности производства в малых формах хозяйствования и развития в них животноводства на основе рационального землепользования, позволит увеличить производство продукции животноводства. На наш взгляд, приоритетным в разработке методов поддержки малого бизнеса является регулирование земельных отношений посредством целевого выделения земель из фонда перераспределения для ведения животноводства. Такова, на наш взгляд, экономическая роль земельных отношений в проблеме наращивания продукции животноводства и насыщения российского рынка отечественным мясом.

Литература

1.    Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2008 году.- Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.- Москва, 2009. 205с.
2.    Интернет-портал МСХ России.- www.mcx.ru
3.    Интернет-портал Федеральной службы статистики- www.gks.ru
4.    Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2008 году-Москва, 2009, 205 с.

Источник - ВЕСТНИК МИЧУРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА, научно-производственный журнал, 2010, № 2,  Печатная версия.

© 2024 Образовательный портал Тамбовской области