Г.В. Комлацкий
ФГОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», г. Краснодар, Россия
Введение
Земля и эффективное использование её ресурсов являются факторами, во многом определяющими экономическое положение нации. В ходе проведения в 90-х гг. ХХ в. земельной реформы в стране появилось свыше 12,5 млн. владельцев земельных паев. В результате перераспределения земель изменилась структура сельскохозяйственных организаций по формам собственности, площади землевладений, землепользователей и состава угодий. В стране произошел переход к многоукладной экономике в аграрном секторе; появились новые институциональные формы организации сельскохозяйственного производства, в свою очередь обусловливающих появление и развитие новых механизмов организации экономических отношений между землевладельцами и землепользователями.
Исследование вопросов земельных отношений проводилось многими экономистами–аграрниками, что отражено в работах В.Р.Боева, И.Н. Буздалова, А.М. Емельянова, В.В. Казарезова, Э.Н. Крылатых, В.В. Милосердова, А.А. Никонова, А.В. Петрикова, Б.П. Поткуса, И.Ф.Суслова, В.А.Тихонова, В.Я.Узуна, И.Г. Ушачева, А.В. Чаянова, И.В Чернышева, Г.И. Шмелева и других. В исследование земельного вопроса и изучение механизма земельно-имущественных отношений в сельском хозяйстве на юге России большой вклад внесли В.В. Кузнецов, Н.И. Дворядкин, Е.А. Егоров, П.Ф. Парамонов, П.Н. Рыбалкин, А.З. Рысьмятов и другие. Ими были разработаны основные подходы к анализу земельных отношений.
Реализуемый в стране национальный проект «Развитие АПК» определил приоритетными направлениями развитие животноводства и малых форм хозяйствования. Одним из факторов обеспечения конкурентоспособности продукции животноводства является наряду с качеством себестоимость продукции. Она во многом определяется стоимостью кормов, на долю которых приходится до 70% затрат. Высокая стоимость кормов обусловлена отсутствием у малых форм хозяйствования земли для выращивания фуражного зерна и кормовых культур.
Целью исследования является разработка направлений эффективного использования ограниченных земельных ресурсов в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах населения.
Новизна данной статьи состоит в том, что автором на основе статистических материалов, публикаций ведущих экономистов-аграрников, собственных исследований определены приоритеты в развитии земельных отношений и обозначена экономическая роль земельных отношений в проблеме повышения эффективности животноводства в малых формах хозяйствования.
Основная часть. Краснодарский край – один из регионов России, где наиболее развито агропроизводство. Общая площадь сельхозугодий края составляет всего 2,3% от общероссийской, но при этом здесь производится свыше 7,5% валовой агропродукции страны. В общем объеме валового регионального продукта доля АПК региона составляет более 22%, в том числе сельского хозяйства – свыше 17% .
В аграрном секторе экономики России, наряду с крупнотоварными сельскохозяйственными организациями, определились новые организационно-правовые формы, к которым относятся малые формы хозяйствования: крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения ЛПХ). Они образуют средний класс, обеспечивающий гарантию продовольственной безопасности, основу демографического благополучия страны.В Европе именно малый бизнес является основой сельского хозяйства. В животноводстве они составляют более 92% от общего числа. Следует сказать, что малые формы хозяйствования являются доминирующим укладом агропроизводства во многих развитых странах. Даже в США, считающегося главным «законодателем моды» в крупном товарном сельском хозяйстве, на их долю приходится около 85% производства валовой сельхозпродукции.
В Краснодарском крае наряду с крупными агрохолдингами насчитывается 18300 крестьянских (фермерских) хозяйств и 887 000 хозяйств населения (ЛПХ). Фермеры- это средний класс, который является основой современной экономики АПК. Именно поэтому губернатор Краснодарского края А.Н.Ткачев на прошедшем в Краснодаре в мае 2010 года съезде фермеров высказал пожелание увеличить число фермерских хозяйств в крае до 100 тысяч.
Дефицит животноводческой продукции на фоне структурного несовершенства в аграрном производстве существенным образом влияет на продовольственную безопасность страны. Уровень потребления мясопродуктов в 61 кг на душу населения (рекомендуемый - 90 кг мяса) ставит Россию в ряд слаборазвитых стран.
Демографическая ситуация, в том числе и по увеличению продолжительности жизни россиян, без улучшения структуры питания с насыщением белком животного происхождения хорошего качества улучшить невозможно. В 2008 году доля российского производства в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов составила только 60,8% (в пересчете на мясо), молока и молокопродуктов ( в пересчете на молоко) – 77,8%[1]. По-прежнему остается высокой доля импорта мяса в Российскую ФедерацВиаюж.н ы м аспектом повышения производства отечественных мясопродуктов является развитие такой отрасли животноводства, как свиноводство. Наметившиеся положительные темпы прироста поголовья свиней в Российской Федерации на уровне 8-11% в год не являются типичными для всех регионов ( например, на Кубани, некогда насыщенным этими животными регионе, прироста поголовья практически нет.) В 1990 году в крае было 3,0 млн. свиней, сейчас вместе с хозяйствами ЛПХ- около 1,2 млн).
Следует отметить, что отечественное животноводство за последние более чем 60 лет постоянно отставало от мировых показателей как по уровню производства продукции, так и по продуктивности животных, а затраты труда на единицу продукции всегда были в разы выше. Например, в свиноводстве: в европейских странах затраты труда на 1ц прироста свинины составляют 0,6-0,9 чел./ час на 1 ц продукции, в отечественной отрасли- от 18 до 22 чел./час./1 ц прироста живой массы. При этом продуктивность самих животных в России была в 2-2,5 раза ниже.
Трансформационные процессы в аграрном секторе страны привели к изменениям в структуре валового сельскохозяйственного продукта, структуре пользователей земли и занятости в сельском хозяйстве ( табл.1).[2]
Таблица 1 - Производство продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (%) (по данным Федеральной службы статистики)
Вид хозяйств |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Сельхозорганизации |
42,6 |
41,9 |
40,9 |
43,8 |
49,3 |
45,9 |
Хозяйства населения |
51,5 |
53,1 |
52,7 |
48,7 |
41,5 |
43,4 |
К(Ф)Х |
5,9 |
5,7 |
6,4 |
7,5 |
9,2 |
7 |
В секторе крестьянских (фермерских) хозяйств, несмотря на достаточно высокий темп роста производства, объем сельскохозяйственной продукции не превышает 4-5% валовой продукции отрасли. Доля ЛПХ в валовой продукции сельского хозяйства достигла почти 50%.
В хозяйствах населения Российской Федерации производится до 40 % мяса скота и птицы[3] (табл. 2)
В крестьянских же хозяйствах страны производится менее 5% продукции животноводства [3] (табл.3).
Сдерживающим фактором развития животноводства в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах в стране и в Краснодарском крае, в частности, является отсутствие у большинства из них земли для выращивания фуражного зерна и других кормовых культур.
А ведь общеизвестно, что для успешного ведения отрасли необходимо наряду с селекцией и использованием прогрессивных технологий полноценное сбалансированное кормление. Ни у кого, наверное, не вызывает сомнения тот факт, что собственное производство кормов обеспечивает большую прибыль за счет снижения себестоимости произведенной продукции. На одну корову необходимо 2-2,5 га сельхозугодий, на 1 свиноматку- 1-1,5га пашни.
Таблица 2 - Показатели работы крестьянских (фермерских) хозяйств за 2006-2009гг.
Показатели |
Единицы измерения |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2009г. в % к 2008 г. |
Производство продукции животноводства |
||||||
Реализовано на убой скота и птицы (в живой массе) |
тыс. тонн |
217,3 |
264,8 |
304,4 |
323,9 |
106,4 |
Производство молока |
тыс. тонн |
1126,5 |
1279,9 |
1379,2 |
1432,5 |
103,9 |
Удельный вес производства продукции животноводства в общем объеме |
||||||
Мяса скота и птицы (в живой массе) |
% |
2,7 |
3,0 |
3,3 |
3,3 |
100,0 |
Молоко |
% |
3,6 |
4,0 |
4,3 |
4,4 |
102,3 |
Поголовье |
||||||
Крупный рогатый скот |
тыс. голов |
1070,9 |
1225,5 |
1245,4 |
1303,5 |
104,7 |
в т.ч. коровы |
тыс. голов |
473 |
516,9 |
540,1 |
545,7 |
101,0 |
Свиньи |
тыс. голов |
788,5 |
853,1 |
811,6 |
837,7 |
103,2 |
Овцы и козы |
тыс. голов |
5057 |
6055,9 |
6196,2 |
6798,7 |
109,7 |
Удельный вес поголовья скота в общем объеме поголовья хозяйств всех категорий |
||||||
Крупный рогатый скот |
% |
5 |
5,7 |
5,8 |
6,4 |
110,3 |
в т.ч. коровы |
% |
5 |
5,6 |
5,9 |
6,7 |
113,6 |
Свиньи |
% |
5 |
5,3 |
4,9 |
4,4 |
89,8 |
Овцы и козы |
% |
25,7 |
28,7 |
30,6 |
31,0 |
101,3 |
Пока эта проблема стоит остро и требует незамедлительного решения. Хотя общеизвестным фактом является то, что все страны, специализирующиеся на производстве зерновых, обязательно развивают свиноводство, молочно-мясное скотоводство, птицеводство, обеспечивая высокий уровень рентабельности этих отраслеНйа. наш взгляд, актуальным и экономически обоснованным является предоставление сельхозпроизводителям, занимающимся животноводством, земель из фонда перераспределения для развития кормовой базы.
В соответствии с Земельным кодексом РФ в субъектах Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения формируется фонд перераспределения земель. Площадь земель фонда перераспределения в Российской Федерации на 1 января 2009 года составила 48,4 млн. га. [4] (табл. 4).
В Краснодарском крае в 2006 году был принят закон №1101-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края». Такие полномочия были предоставлены 36 муниципальным образованиям по распоряжению землями фонда перераспределения в размере более 420 тыс.га. Законом Краснодарского края № 1913-КЗ от 03.03.2010 г. органам местного самоуправления было поручено также осуществлять контроль за исполнением договоров аренды. Законодательное собрание Краснодарского края приняло постановление ( № 1741-П от 26.01.2010 г.) о выделении фермерам и для ведения ЛПХ ( малым формам хозяйствования) из краевого фонда перераспределения земель 100 участков для занятия виноградарством, садоводством и овощеводством. Что касается выделения земли для нужд животноводства, то этот вопрос в администрации Кубани пока еще не решен. Хотя законом Краснодарского края № 1514-КЗ от 01.07.2008 г. «О внесении изменения в статью 19 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» было определено целевое назначение фонда перераспределения земель и установлено, что фонд в первоочередном порядке должен использоваться для производства кормовых культур, винограда, плодов, овощей и ягод.
Таблица 3 - Показатели работы хозяйств населения за 2006-2009гг.
|
Единицы измерения |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2009 г. в % к 2008 г. |
Производство продукции животноводства |
||||||
Реализовано на убой скота и птицы (в живой массе) |
тыс. тонн |
3942,2 |
4173,7 |
4175,3 |
4166,4 |
99,8 |
Производство молока |
тыс. тонн |
15868,2 |
16573,4 |
16737,2 |
16696,3 |
99,8 |
Удельный вес производства продукции животноводства в общем объеме |
||||||
Мясо скота и птицы (в живой массе) |
% |
49,7 |
47,8 |
44,7 |
41,9 |
93,7 |
Молоко |
% |
51,5 |
51,8 |
51,7 |
51,2 |
99,0 |
Поголовье |
||||||
Крупный рогатый скот |
тыс. голов |
9433 |
10036,6 |
10046,0 |
10509,1 |
104,6 |
в т.ч. коровы |
тыс. голов |
4712,9 |
4795,8 |
4766,0 |
4768,3 |
100,0 |
Свиньи |
тыс. голов |
6147,5 |
6603,6 |
6338,0 |
6592,2 |
104,0 |
Овцы и козы |
тыс. голов |
10079 |
10936,2 |
11277,1 |
11719,5 |
103,9 |
Удельный вес поголовья скота в общем объеме поголовья хозяйств всех категорий |
||||||
Крупный рогатый скот |
% |
44,9 |
46,6 |
47,3 |
47,7 |
100,8 |
в т.ч.коровы |
% |
51,1 |
51,6 |
51,8 |
51,8 |
100,0 |
Свиньи |
% |
40,4 |
40,8 |
37,9 |
34,3 |
90,5 |
Овцы и козы |
% |
53,1 |
51,8 |
50,6 |
50,6 |
100,0 |
Каков выход из сложившегося положения? На наш взгляд, на государственном уровне нужно рассмотреть вопрос о целевом выделении земли тем, кто планирует заниматься животноводством, на правах аренды или выкупа. А собственникам и арендаторам (особенно земель из фонда перераспределения) убедительно ( на основе законодательных актов) рекомендовать заниматься животноводством. В настоящее время в каждом районе имеется фонд перераспределения, из которого возможно, на наш взгляд, выделение по целевому назначению земель для развития животноводства и его кормовой базы.
Таблица 4 - Сведения о фонде перераспределения земель в Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения ( 2007-2008 гг.), тыс.га
№ п/п |
Состав земель |
2007 год |
2008 год |
2008г.к 2007г. (+/-) |
1 |
Земли фонда перераспределения, |
46581,7 |
48410,4 |
+1828,7 |
2 |
из них сельскохозяйственные угодья |
11740,7 |
11758,7 |
+18,0 |
3 |
В том числе пашня |
3710,5 |
3647,2 |
-63,3 |
Согласно Земельному кодексу РФ, земли фонда перераспределения относятся к ведению субъекта Федерации, то есть считаются областной или краевой собственностью. В настоящее время этими участками реально распоряжаются районные администрации. Они делают это не всегда добросовестно и эффективно, передавая их хозяйствам в бессрочное пользование, часто не представляя на конкурс и т.д. Сведения о размере фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, арендаторах этих земель должны быть доступны для фермеров и владельцев личных хозяйств.
Следует особенно отметить тот факт, что на современном этапе фонд перераспределения составляет около 12% общей площади земель сельскохозяйственного назначения. Использование даже части этих земель может в значительной степени решить проблему обеспечения российского животноводства высококачественными кормами.
Важной и до настоящего времени юридически не отрегулированной является проблема невостребованных земельных долей. Многие владельцы земельных долей не могут реализовать свои законные права из-за сложности, длительности и значительных финансовых затрат оформления земли в собственность. Вследствие этого возникли так называемые невостребованные доли, из которых формируются соответствующие фонды невостребованных долей. На 1 января 2008 года площадь невостребованных долей собственников составила более 27 млн.га, что составляет около 14% общей площади сельскохозяйственных угодий , входящих в категорию земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации ( ее размер равен 195,6 млн.га). В Краснодарском крае на протяжении последних лет Законодательным собранием был принят ряд постановлений об организации работы по образованию земельного участка в счет невостребованных земельных долей на территории отдельных муниципальных образований. По данным Агропромышленного союза Кубани в Краснодарском крае имеется более 300тыс.га сельхозугодий, которые отнесены к невостребованным долям.
Выводы
Сдерживающим фактором развития животноводства в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах в стране и в Краснодарском крае, в частности, является отсутствие у большинства из них земли для выращивания фуражного зерна и других кормовых культур. Предложенные нами рекомендации прикладного характера, необходимые для повышения эффективности производства в малых формах хозяйствования и развития в них животноводства на основе рационального землепользования, позволит увеличить производство продукции животноводства. На наш взгляд, приоритетным в разработке методов поддержки малого бизнеса является регулирование земельных отношений посредством целевого выделения земель из фонда перераспределения для ведения животноводства. Такова, на наш взгляд, экономическая роль земельных отношений в проблеме наращивания продукции животноводства и насыщения российского рынка отечественным мясом.
Литература
1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2008 году.- Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.- Москва, 2009. 205с.
2. Интернет-портал МСХ России.- www.mcx.ru
3. Интернет-портал Федеральной службы статистики- www.gks.ru
4. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2008 году-Москва, 2009, 205 с.
Источник - ВЕСТНИК МИЧУРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА, научно-производственный журнал, 2010, № 2, Печатная версия.