Т.С. Попова
ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия
В XXI веке экономический потенциал определяют новые факторы, связанные с формированием инновационного общества, основанного на знаниях, это означает, что структура экономического потенциала значительно изменяется как по составу элементов, так и по роли каждого их них. Проблемы регионального воспроизводства приобрели особую остроту и значимость для России и стали особенно очевидными в условиях трансформации, когда ослабло государственное регулирование экономики и сформировались значительные социально-экономические различия между регионами [3,4]. Изучение данной проблемы показало, что в составе экономического потенциала страны можно выделить три основные группы элементов:
1) группа, прямо связанная с особенностями и содержанием деятельности людей по созданию благ и включающая в себя имеющиеся резервы; составляющими экономического потенциала в этой группе являются: природный потенциал; воспроизводимый материальный потенциал; воспроизводимый нематериальный потенциал; кадровый (трудовой) потенциал;
2) группа элементов потенциала, выполняющая особую самостоятельную роль в процессе национального воспроизводства; к элементов экономического потенциала в данной группе относятся: образовательный потенциал; научно-технический (технологический) потенциал; информационный потенциал; управленческий потенциал; инновационный потенциал;
3) группа элементов потенциала, носящая иной характер, а именно: экономический потенциал отдельных отраслей и сфер национальной экономики (промышленный потенциал, оборонный потенциал, внешнеэкономический потенциал и т.д.). Важной проблемой является оценка и измерение экономического потенциала. Нами выявлено, что даже на уровне отдельных элементов не существует полной статистической и информационной базы для таких измерений. Это отсутствие усложняет и затрудняет оценку всего имеющегося потенциала общества. Поиск наиболее общего подхода измерений и оценки элементов потенциала показал, что он в общем виде может быть представлен следующей последовательностью расчетов:
1) определение натурального состава и объемов того или иного вида потенциала;
2) определение качественных характеристик элементов потенциала;
3) общая оценка потенциала на основе выбранных общих или косвенных измерителей.
При появлении возможности осуществления единой стоимостной оценки элементов потенциала работа заключается в определении его количественного объема. Нами определено, что среди измерителей потенциала наиболее часто используются следующие:
1) рыночные цены;
2) рентные оценки,
3) оценки через капитализацию доходов;
4) условные единицы и т.д.
В исследовании данной проблемы интерес представляет рассмотрение основной части национального экономического потенциала, которой является «национальное богатство», и проблема выявления региональных различий в национальном богатстве. Нами выявлено, что национальное богатство оценивается, как правило, на уровне отдельной страны. Однако, для таких больших по территориальным размерам стран, как Россия, такой уровень, видимо, недостаточен, следовательно, просматривается еще одна практически значимая задача - задача оценки национального богатства России на региональном уровне.
Нами определено, что такие оценки проводятся экспертным путем только на уровне экономических районов. Причины этого видятся в неразработанности методологической и методической базы, а также в несовершенстве официальной статистиДклия. учета «национального богатства» на региональном уровне, по нашему мнению, принципиальное значение имеют следующие положения: 1) для регионального уровня исследования проблема заключается в том, можно ли включать в национальное богатство природные ресурсы и социальный потенциал регионов, поскольку эти показатели значительно изменяют и усиливают дифференциацию субъектов РФ по ним; 2) в какой степени изменение структуры данного показателя по стране в целом и по отдельным регионам является индикатором экономического развития.
Для регионов при переходе к рыночным условиям важна стоимостная полная оценка их экономического потенциала в составе национального богатства. Сложным является и анализ территориального распределения национального богатства, его структуры и динамики. Нами выявлено, что Госкомстатом России подобные расчеты не проводились и практически не проводятся и в настоящее время. Экспериментальные расчеты по официальной методологии показывают, что определяющую роль во всех районах играет стоимость основных фондов. Поэтому важной проблемой является формирование и реализация научно-обоснованной стратегии и политики развития регионов и национальной экономики России в целом. В региональных исследованиях стран мирового сообщества используется простой и наглядный аналитический метод, носящий название «сдвиг и доля» («shift and share analysis»).
В стратегической перспективе важно также изучение кадрового разреза региональной политики по отраслям РФ, представленным в регионах. Так, в ЦЧЭР-ЦФО при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ было проведено исследование 45 ведущих организаций различных отраслей: промышленные предприятии, инновационный сектор, финансовый сектор, госслужба и др.
Проблема приобретения профессиональных компетенций и инновационного обновления образования в рамках переподготовки и повышения квалификации персонала в регионах стоит достаточно остро.[1,4,5] Авторский подход предполагает, что конкурентные преимущества региона создаются и определяются следующими группами факторов: 1) конкурентоспособностью страны; 2) предпринимательской и инновационной активностью в регионе; 3) уровнем соответствия параметров инфраструктуры региона федеральным и международным нормативам; 4) уровнем международной интеграции и кооперирования региона; 5) природно-климатическими, географическими, экологическими и социально-экономическими параметрами региона и др. факторами. На основе этих факторов каждый регион может сформировать свои конкурентные преимущества с целью привлечения инвестиций для обновления его потенциАавлтао. р , анализируя проблему и излагая свои научно-практические выводы, методологию и инструментарий, полагает, что внесет определенный вклад в развитие управленческих аспектов обновления регионального экономического потенциала в условиях происходящих в экономике структурных преобразований.
Литература
1. Анализ кадровых потребностей бизнес-сообщества Воронежской области.- Воронеж, ВГУ, 2009, с.29.
2. Кузнецова О.В. Федеральная региональная политика: проверка кризисом / Российский экономический журнал.- Москва, 2009, № 9-10, с.27-37.
3. Основы национальной экономики: Учеб. пособие/ Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009.- XIV, с 530 .
4. Попова Т.С. Анализ конкурентоспособности ЦЧЭР России и его экономических связей с Украиной и мировым сообществом / Актуальные проблемы социально-экономического развития России на современном этапе / Сб. статей Всероссийской науч.-практ.конф.- Воронеж, Научная книга, 2008, с.102-112.
5. Попова Т.С. Государственные приоритеты государственной политики России и ее конкурентоспособности в условиях глобального экономического кризиса / Государственное регулирование социально-экономических процессов в условиях глобального кризиса / Сб. науч.трудов Международной научн.-практ.конф.- Саратов: Научная книга, 2009, с.68-69.
Источник - ВЕСТНИК МИЧУРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА, научно-производственный журнал, 2010, № 2, Печатная версия.