Т.С. Попова
ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия
На современном этапе преобразований национальной экономики Россия продолжает решать задачи становления национальной модели и стоит перед необходимостью дальнейшего углубления рыночных реформ. Назрела необходимость осуществления преобразований, ориентированных на достижение конкурентных преимуществ, на экономический рост, на социальную устойчивость общества. При этом предполагается развитие всех элементов преобразований:
1) либерализации,
2) структурных и институционных реформ,
3) преобразование структуры народного хозяйства,
4) устранение отрицательных деформаций первого этапа переходной экономики, связанного с приватизацией и др. мероприятиями.
На период 2008-2009 гг. федеральный бюджет сводится с профицитом. Сформировался большой Стабилизационный фонд, объем которого на начало 2008г. превысил 3,8 трлн.руб. Значительно выросли международные валютные резервы, которые в первом квартале 2008г. составили свыше 490 млрд.долл. США. По состоянию на 1 мая 2010г. доходы федерального бюджета сложились в сумме 2618,3 млрд. руб., или 19,9% ВВП. Это создало благоприятные условия для роста основных макроэкономических показателей и осуществления мер по дальнейшему реформиАрвотовраснкииюй эпкондохомди кфи.о р мирования эффективной модели российской экономической системы включает в себя следующие составляющие:
1) создание системы институ-циональных правил и норм в экономике. В настоящее время в России введены в действие Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Трудовой, Земельный и другие кодексы; это создает институциональную базу для дальнейшего совершенствования законодательства и правового обеспечения преобразований;
2) совершенствование отношений государства и регионов, развитие межбюджетных отношений;
3) меры по ограничению монополистического и олигархического влияния на экономическое развитие и формирование новых принципов отношений бизнеса и государства;
4) осуществление мер по реформированию социальных отношений путем монетизации льгот, введению новой пенсионной системы;
5) действия и меры, направленные на устранение в действующей социальной политике перекосов, которые привели к социальной поляризации в обществе; в этой связи важное перспективное значение имеет успешное осуществление национальных проектов; это и другие меры, хотя и способствовали ориентации экономики на социально-устойчивое развитие, однако полностью не устранили неблагоприятные тенденции, сложившиеся на первом этапе, что не дает возможности уже на данном этапе преобразований сделать решительный поворот к эффективной модели национальной экономической системы;
6) меры по устранению неблагоприятных тенденций изменения структурных сдвигов в экономике: не снижается доля топливно-энергетических отраслей, ориентированных на экспорт; несмотря на активизацию инновационной политики, не происходит активного развития инновационных направлений;
7) комплекс мер по совершенствованию государственного управления структурными преобразованиями, поскольку в национальной экономике сложилась ситуация, в которой инвестиционная активность возросла, но с учетом физической и моральной изношенности основного капитала, темпы роста инвестиций являются недостаточными, их структура отражает топ-ливно-сырьевую ориентацию экономики, что сдерживает рост конкурентоспособности государства в международном рейтинге;
8) меры по преодолению резкой социальной дифференциации и поляризации в обществе; несмотря на предпринимаемые меры, эти важнейшие параметры экономики, свидетельствующие о социальной устойчивости, про-должают оставаться в целом в неблагоприятном состоянии; реформирование социальной сферы происходит сложно и противоречиво, об этом свидетельствует реализация мер по монетизации льгот и реформированию ЖКХ;
9) меры по снижению относительно высокого уровня инфляции; проведение комплекса мер, которые должны способствовать более быстрому и последовательному переходу к развитию социально устойчивой смешанной экономики и к быстрейшей ликвидации деформаций первого этапа преобразований;
10) отказ от односторонности структурных преобразований и признание на деле фундаментальной экономической проблемы решительного изменения структуры народного хозяйства в сторону наукоемких и технологически прогрессивных отраслей, ориентированных на постиндустриальное развитие; в период 2000-2010гг. осуществлялся ряд важных шагов в этом направлении:
а) принято законодательство об особых экономических зонах, ориентированных на развитие технологий;
б) создан Инвестиционный фонд РФ;
в) предоставляются налоговые льготы, стимулирующие покупку высокотехнологического оборудования, и т.д.;
11) реализация практических шагов по совершенствованию государственного управления, по приведению роли государства в соответствие с задачами современного этапа инновационного развития; новые задачи, которые приходится решать государству, должны быть связаны с развитием и совершенствованием институциональных форм экономики; совершенствование государственного управления в про-цессе начатой административной реформы; укрепление роли государства в отношениях собственности не только путем совершенствования законодательной базы, но и путем усиления участия государства в собственности крупнейших компаний в стратегических отраслях экономики и инфраструктурном развитии;
12) меры по осуществлению значительных изменений, которые должны привести к созданию социально справедливого и экономически устойчивого общества, что является наиболее сложной частью задачи, которая, по нашему мнению, не может быть решена методами частичного реформирования отдельных отраслей социальной сферы [1,2,3]; главная проблема при этом состоит в разрешении реального противоречия между рыночными подходами и спецификой социальных отношений; в ходе преобразований необходимо искать формы и методы реформирования, которые бы не сглаживали отрицательные последствия рыночных сил в социальной сфере, а учитывали роль социальной устойчивости как важного элемента эффективной модели российской национальной экономики.
Изученное состояние российской национальной экономической системы и показателей ее промышленного развития свидетельствует о необходимости осуществления преобразований, нацеленных на экономический рост и на достижение конкурентных преимуществ. Автор, излагая свой научно-практический подход, методологию и управленческий инструментарий, полагает, что внесет определенный вклад в теорию и практику управления процессами становления национальной российской экономической модели в период дальнейшего развития рыночных реформ.
Литература
1. Основы национальной экономики: Учеб. пособие/ рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009.- XIV, с.530.
2. Попова Т.С.Формирование оптимальной стратегии экономического развития России и ее рейтинга среди соперничающих экономик мира в условиях оздоровления экономики / Государственное регулирование социально-экономических процессов в условиях глобального кризиса.- Сб. научн. трудов Междунар. научн.- практ.конф. /Саратов: Научная книга, 2009.-с 67-68.
3. Попова Т.С. Развитие стратегических подходов к формированию конкурентных пре-имуществ российских менеджеров: тез. докл.І Междунар. научн. - практ.конф./ Управление чело-веческими ресурсами - основа развития инновационной экономики./ Красноярск, Сибирский аэрокосмический ун-т, 2009.- с. 133-135.
4. Промышленность // Научн.рук.Е.Ясин : «Российская экономика: прогнозы и тенденции» - М., 2010, №7, с.2-10.
5. Черемных О.С, Черемных С.В. Стратегический корпоративный реинжиниринг.- М.: Московская академия предпринимательства при Правительстве г.Москвы, 2003. -с 86.
Источник - ВЕСТНИК МИЧУРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА, научно-производственный журнал, 2010, № 2, Печатная версия.