ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Т.С. Попова

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия

На современном этапе преобразований национальной экономики Россия продолжает решать задачи становления национальной модели и стоит перед необходимостью дальнейшего углубления рыночных реформ. Назрела необходимость осуществления преобразований, ориентированных на достижение конкурентных преимуществ, на экономический рост, на социальную устойчивость общества. При этом предполагается развитие всех элементов преобразований:

1) либерализации,

2) структурных и институционных реформ,

3) преобразование структуры народного хозяйства,

4) устранение отрицательных деформаций первого этапа переходной экономики, связанного с приватизацией и др. мероприятиями.

На период 2008-2009 гг. федеральный бюджет сводится с профицитом. Сформировался большой Стабилизационный фонд, объем которого на начало 2008г. превысил 3,8 трлн.руб. Значительно выросли международные валютные резервы, которые в первом квартале 2008г. составили свыше 490 млрд.долл. США. По состоянию на 1 мая 2010г. доходы федерального бюджета сложились в сумме 2618,3 млрд. руб., или 19,9% ВВП. Это создало благоприятные условия для роста основных макроэкономических показателей и осуществления мер по дальнейшему реформиАрвотовраснкииюй эпкондохомди кфи.о р мирования эффективной модели российской экономической системы включает в себя следующие составляющие:

1) создание системы институ-циональных правил и норм в экономике. В настоящее время в России введены в действие Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Трудовой, Земельный и другие кодексы; это создает институциональную базу для дальнейшего совершенствования законодательства и правового обеспечения преобразований;

2) совершенствование отношений государства и регионов, развитие межбюджетных отношений;

3) меры по ограничению монополистического и олигархического влияния на экономическое развитие и формирование новых принципов отношений бизнеса и государства;

4) осуществление мер по реформированию социальных отношений путем монетизации льгот, введению новой пенсионной системы;

5) действия и меры, направленные на устранение в действующей социальной политике перекосов, которые привели к социальной поляризации в обществе; в этой связи важное перспективное значение имеет успешное осуществление национальных проектов; это и другие меры, хотя и способствовали ориентации экономики на социально-устойчивое развитие, однако полностью не устранили неблагоприятные тенденции, сложившиеся на первом этапе, что не дает возможности уже на данном этапе преобразований сделать решительный поворот к эффективной модели национальной экономической системы;

6) меры по устранению неблагоприятных тенденций изменения структурных сдвигов в экономике: не снижается доля топливно-энергетических отраслей, ориентированных на экспорт; несмотря на активизацию инновационной политики, не происходит активного развития инновационных направлений;

7) комплекс мер по совершенствованию государственного управления структурными преобразованиями, поскольку в национальной экономике сложилась ситуация, в которой инвестиционная активность возросла, но с учетом физической и моральной изношенности основного капитала, темпы роста инвестиций являются недостаточными, их структура отражает топ-ливно-сырьевую ориентацию экономики, что сдерживает рост конкурентоспособности государства в международном рейтинге;

8) меры по преодолению резкой социальной дифференциации и поляризации в обществе; несмотря на предпринимаемые меры, эти важнейшие параметры экономики, свидетельствующие о социальной устойчивости, про-должают оставаться в целом в неблагоприятном состоянии; реформирование социальной сферы происходит сложно и противоречиво, об этом свидетельствует реализация мер по монетизации льгот и реформированию ЖКХ;

9) меры по снижению относительно высокого уровня инфляции; проведение комплекса мер, которые должны способствовать более быстрому и последовательному переходу к развитию социально устойчивой смешанной экономики и к быстрейшей ликвидации деформаций первого этапа преобразований;

10) отказ от односторонности структурных преобразований и признание на деле фундаментальной экономической проблемы решительного изменения структуры народного хозяйства в сторону наукоемких и технологически прогрессивных отраслей, ориентированных на постиндустриальное развитие; в период 2000-2010гг. осуществлялся ряд важных шагов в этом направлении:

а) принято законодательство об особых экономических зонах, ориентированных на развитие технологий;

б) создан Инвестиционный фонд РФ;

в) предоставляются налоговые льготы, стимулирующие покупку высокотехнологического оборудования, и т.д.;

11) реализация практических шагов по совершенствованию государственного управления, по приведению роли государства в соответствие с задачами современного этапа инновационного развития; новые задачи, которые приходится решать государству, должны быть связаны с развитием и совершенствованием институциональных форм экономики; совершенствование государственного управления в про-цессе начатой административной реформы; укрепление роли государства в отношениях собственности не только путем совершенствования законодательной базы, но и путем усиления участия государства в собственности крупнейших компаний в стратегических отраслях экономики и инфраструктурном развитии;

12) меры по осуществлению значительных изменений, которые должны привести к созданию социально справедливого и экономически устойчивого общества, что является наиболее сложной частью задачи, которая, по нашему мнению, не может быть решена методами частичного реформирования отдельных отраслей социальной сферы [1,2,3]; главная проблема при этом состоит в разрешении реального противоречия между рыночными подходами и спецификой социальных отношений; в ходе преобразований необходимо искать формы и методы реформирования, которые бы не сглаживали отрицательные последствия рыночных сил в социальной сфере, а учитывали роль социальной устойчивости как важного элемента эффективной модели российской национальной экономики.

Изученное состояние российской национальной экономической системы и показателей ее промышленного развития свидетельствует о необходимости осуществления преобразований, нацеленных на экономический рост и на достижение конкурентных преимуществ. Автор, излагая свой научно-практический подход, методологию и управленческий инструментарий, полагает, что внесет определенный вклад в теорию и практику управления процессами становления национальной российской экономической модели в период дальнейшего развития рыночных реформ.

Литература

1.    Основы национальной экономики: Учеб. пособие/ рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009.- XIV, с.530.
2.    Попова Т.С.Формирование оптимальной стратегии экономического развития России и ее рейтинга среди соперничающих экономик мира в условиях оздоровления экономики / Государственное регулирование социально-экономических процессов в условиях глобального кризиса.- Сб. научн. трудов Междунар. научн.- практ.конф. /Саратов: Научная книга, 2009.-с 67-68.
3.    Попова Т.С. Развитие стратегических подходов к формированию конкурентных пре-имуществ российских менеджеров: тез. докл.І Междунар. научн. - практ.конф./ Управление чело-веческими ресурсами - основа развития инновационной экономики./ Красноярск, Сибирский аэрокосмический ун-т, 2009.- с. 133-135.
4.    Промышленность // Научн.рук.Е.Ясин : «Российская экономика: прогнозы и тенденции» - М., 2010, №7, с.2-10.
5.    Черемных О.С, Черемных С.В. Стратегический корпоративный реинжиниринг.- М.: Московская академия предпринимательства при Правительстве г.Москвы, 2003. -с 86.

Источник - ВЕСТНИК МИЧУРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА, научно-производственный журнал, 2010, № 2,  Печатная версия.

© 2024 Образовательный портал Тамбовской области