В.В. Демин
ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия
В сельском хозяйстве постоянно возникают чрезвычайные ситуации (далее ЧС) природного и техногенного характера, наносящие колоссальный ущерб сельскохозяйственным предприятиям (6, 4). В растениеводстве это прежде всего засухи, ураганные ветра, аномальные колебания температуры, весенние паводки и т.п. Огромные территории России находятся в зоне рискованного земледелия (7, 5). В животноводстве – эпизоотии, которые представляют серьезную опасность и для людей (1, 3). Экономические потери от болезней животных доходят до 20% стоимости продукции в промышленно развитых странах и до 40% – в развивающихся (2). Эпизоотии в соответствии с федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ могут стать основанием для введения чрезвычайного положения как на территории всей страны, так и в отдельной ее местности.
Целью настоящего исследования является анализ нормативно-правовой базы Российской Федерации, регламентирующей предупреждение и ликвидацию ЧС, защиту населения и территорий от ЧС в сфере агропромышленного комплекса.
В России основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в области защиты населения и территорий от ЧС, является федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ. Он регламентирует полномочия федеральных органов государственной власти, региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в данной области. Закон устанавливает, что в РФ специально уполномоченным федеральным органом государственной власти в области предупреждения и ликвидации ЧС является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Закон определяет порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, который зависит от масштабов ЧС. Так, например, ликвидация ЧС, возникшей в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования, а федерального и межрегионального характера – расходным обязательством РФ. Кроме того, все органы государственной власти, местного самоуправления и организации России, в чью функцию входит предупреждение и ликвидация ЧС объединены в единую систему – единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), имеющую свои координационные органы – Комиссии, органы управления, органы повседневного управления, дежурно-диспетчерские службы, действующие на различных уровнях – от федерального до объектового. Деятельность РСЧС регулируется указанным федеральным законом и Положением, принятым Постановлением Правительства РФ в органах исполнительной власти создаются функциональные подсистемы РСЧС для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.
Так, Министерством сельского хозяйства России создаются четыре функциональные подсистемы: защиты сельскохозяйственных животных; защиты сельскохозяйственных растений; предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) агропромышленного комплекса; предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении или входящих в сферу деятельности Росрыболовства.
На основании постановления Правительства РФ от 20 июля 2000 г. № 543 «О департаментах Министерства сельского хозяйства Российской Федерации» приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 31 июля 2000 года № 119-к «О структурных изменениях центрального аппарата Министерства» организован Департамент по чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий радиационных аварий и гражданской обороне как самостоятельное структурное подразделение Министерства сельского хозяйства РФ. К его непосредственному подчинению были отнесены Центры химизации и сельскохозяйственной радиологии, Брянская ветеринарная радиологическая лаборатория, Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-технический центр по чрезвычайным ситуациям , ликвидации по-следствий радиационных аварий и гражданской обороне Минсельхоза реорганизован и преобразован в отдел мониторинга, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза.
В его функции входит: обеспечение в агропромышленном комплексе РФ единой политики по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера; организация и осуществление совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и во взаимодействии с МЧС России мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли; обеспечение оперативного получения, обработки и выдачи необходимой для сельскохозяйственного производства информации о ЧС; организация проведения экспертиз нанесённого ущерба, в том числе ущерба, подлежащего возмещению при обеспеченном государственной поддержкой страховании урожая сельскохозяйственных культур, а также форс-мажора в агропромышленном комплексе России; подготовка предложений Правительству РФ, руководству Министерства, другим заинтересованным министерствам и ведомствам, органам исполнительной власти субъ-ектов РФ по выделению средств на проведение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ; координация деятельности функциональных подсистем РСЧС.
В структуре Минсельхоза создана Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), которая вносит в пределах своей компетенции предложения об установлении и отмене на территории РФ или субъекта РФ карантина и других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения, устанавливает и упраздняет карантинные фитосанитарные режимы и зоны. Деятельность службы регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 32.
Приказом Минсельхоза РФ от 21.07.2006 N 213 "О функциональных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Минсельхоза России" утверждены Положения о функциональных подсистемах РСЧС Минсельхоза, а также создана Комиссия Минсельхоза России по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, утвержден ее состав. Общее руководство деятельностью подсистем осуществляет Министр сельского хозяйства РФ.
В соответствии с Положением о функциональной подсистеме защиты сельскохозяйственных животных подсистема действует на федеральном и объектовом уровнях.
Целями подсистемы являются:
• организация проведения комплекса ветеринарно-профилактических мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний сельскохозяйственных животных;
• обеспечение координации деятельности территориальных органов Россельхознадзора и организаций по предупреждению и ликвидации эпизоотий;
• обеспечение заинтересованных органов и организаций информацией по вопросам защиты сельскохозяйственных животных.
В Положении о функциональной подсистеме защиты сельскохозяйственных растений РСЧС определены цели, задачи, организация управления, состав сил и средств функциональной подсистемы защиты сельскохозяйственных растений РСЧС. Данная подсистема, так же как и подсистема защиты сельскохозяйственных животных, действует на федеральном и объектовом уровнях. Основными целями подсистемы являются : организация фитосанитарного обследования сельскохозяйственных угодий и посевов сельскохозяйственных растений на выявление степени заселенности вредителями и пораженности болезнями;
• организация и обеспечение фитосанитарного контроля за развитием и распространением опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных растений;
• проведение предупредительных и истребительных мероприятий по ликвидации опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных растений;
• обеспечение координации деятельности территориальных органов Россельхознадзора и организаций по предупреждению и ликвидации массового развития особо опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных растений;
• обеспечение заинтересованных органов и организаций информацией по вопросам защиты сельскохозяйственных растений.
Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) агропромышленного комплекса единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяет цели, задачи, организацию управления, состав сил и средств функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) агропромышленного комплекса РСЧС. Подсистема действует на федеральном и объектовом уровнях.
Основными целями подсистемы являются: обеспечение координации деятельности Россельхознадзора и организаций в организациях (на объектах) агропромышленного комплекса по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций, а также обеспечение заинтересованных органов и организаций, ведомств и служб информацией по вопросам защиты организаций (объектов) агропромышленного комплекса от ЧС.
Все подсистемы в соответствии с Положениями о них включают:
- координационные органы,
- органы управления,
- силы и средства,
- резервы финансовых и материальных ресурсов,
- системы связи и информационного обеспечения.
Координационными органами Подсистем являются: на федеральном уровне – Комиссия Минсельхоза России по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, возглавляемая заместителем Министра, на объектовом уровне – комиссии организаций по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасПностоия. н но действующими органами управления всех подсистем являются: на федеральном уровне – соответствующие подразделения Минсельхоза России, Россельхознадзора и его территориальных органов, в компетенцию которых входит решение задач в области защиты сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственных растений от ЧС, а также решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС; на объектовом уровне – соответствующие подразделения организаций. Органами повседневного управления подсистем являются соответствующие дежурно-диспетчерские службы Минсельхоза России, Россельхознадзора, его территориальных органов и организаций.
Управление подсистемами осуществляется с постоянных рабочих мест, запасных пунктов управления с использованием системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) агропромышленного комплекса, по защите сельскохозяйственных животных и сельскохозяйственных растений в рамках подсистем осуществляется на основе соответствующих планов действий.
К силам подсистем относятся специально подготовленные работники Минсельхоза России, Россельхознадзора, его территориальных органов и организаций, привлекаемые для выполнения задач по защите сельскохозяйственных животных и сельскохозяйственных растений, а также силы, привлекаемые для выполнения задач по предупреждению и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) агропромышленного комплекДслая. ликвидации ЧС, вызванных массовым распространением болезней сельскохозяйственных животных, массовым распространением болезней сельскохозяйственных растений, а также в организациях (на объектах) агропромышленного комплекса создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов Минсельхоза России, Россельхознадзора и организаций.
Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах), находящихся в ведении или входящих в сферу деятельности росрыболовства РСЧС определяет цели, задачи, организацию управления, состав сил и средств функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах), находящихся в ведении или входящих в сферу деятельности Росрыболовства.
При отсутствии угрозы возникновения ЧС в организациях (на объектах), территориях агропромышленного комплекса органы управления и силы подсистем функционируют в режиме повседневной деятельности. Решениями руководителей Минсельхоза России, Россельхознадзора и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, для соответствующих органов управления и сил подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС;
б) режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации ЧС.
Правительством РФ утверждено Положение о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности РФ (Постановление Правительства РФ от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации"). В соответствии с Положением, Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения ветеринарного и фитосанитарного благополучия, направленное на снижение негативного воздействия опасных биологических агентов и химических веществ на сельскохозяйственных животных, растения и среду их обитания, а также на сельскохозяйственное сырье, продукцию сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Определены полномочия Россельхознадзора в данной области, в частности, федеральная служба осуществляет организацию и проведение эпизоотологического мониторинга особо опасных экзотических и малоизученных болезней животных, в том числе зооантропонозов, с целью выработки рекомендаций по упреждению, локализации и ликвидации эпизоотий, а также осуществления во взаимодействии с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления надзора в сфере обеспечения ветеринарного и фитосани-тарного благополучия на территории РФ.
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, 13 ноября 2009 года был опубликован проект технического регламента «О требованиях к фитосанитарной безопасности на территории Российской Федерации» (далее - Регламент). Регламент устанавливает обязательные требования к объектам технического регулирования, правилам и формам оценки соответствия, в том числе осуществлению государственного карантинного, фитосанитарного контроля (надзора) на территории Российской Федерации, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных или растений на территории Российской Федерации.
Основным требованием фитосанитарной безопасности к объектам технического регулирования Регламента является недопущение превышения установленных норм заселения (заражения) растений и продукции растительного происхождения вредными организмами, приводящего к возникновению чрезвычайных фитосанитарных ситуаций, при которых создается угроза имущественного ущерба, связанного с гибелью продукции растениеводства (более 30%), многолетних культурных насаждений, уничтожения или повреждения значительных участков леса, выведения из оборота сельскохозяйственных земель.
В Регламенте устанавливается, что чрезвычайная фитосанитарная ситуация — ситуация, сложившаяся на определенной территории в результате массового размножения и (или) распространения особо опасных вредных организмов, которая может вызвать или вызвала ущерб здоровью людей, окружающей природной среде, значительные потери урожая основных сельскохозяйственных культур и ценных пород древесины, а также готовой продукции растениеводства и лесоводства.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицами карантинного фитосанитарного режима. В карантинной фитосанитарной зоне по предписанию Россельхознадзора проводятся локализация, ликвидация очагов карантинных объектов, вводятся запреты на использование или реализацию подкарантинной продукции, запреты на вывоз с территории карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, а также иные запреты и ограничения.
Регламент устанавливает, что при локальной ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения, локализация и ликвидация очагов массового размножения (развития) опасных и особо опасных вредных организмов осуществляются юридическими и физическими лицами по предписанию подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации государственных учреждений, осуществляющих фитосанитарный мониторинг. А при местной, территориальной, региональной, федеральной и трансграничной ЧС — в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характероас тановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1340 разработан порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
• федеральный резерв материальных ресурсов в составе государственного материального резерва решением Правительства Российской Федерации;
• резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти решением федеральных органов исполнительной власти;
• резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
• местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления;
• объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций, и используются при проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.
В целях обеспечения защиты населения Тамбовской области от опасностей, возникающих при ведении военных действий, возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, накопления резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области до необходимых объемов было принято Постановление администрации Тамбовской области «О создании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и накоплении, хранении, использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» от 20 марта 2006 г. № 254. В целях принятия дополнительных мер по повышению возможностей пожарно-спасательных сил по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами на территории области постановлением администрации Тамбовской области, от 10.09.2010 года №1072 в него внесены необходимые измененПиост ановление № 254 предусматривает ежегодное выделение финансовым управлением области финансовых средств на создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера и их содержание, в том числе расходы на хранение запасов, их обслуживание и транспортировку, начиная с 2009 года. На главное управление МЧС России по Тамбовской области совместно с отделом гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций администрации области возлагаются обязанности по осуществлению организационно-методического руководства, учета и контроля за накоплением, хранением и использованием резервов материальных ресурсов, а также запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликв идцаецлияих чпроедздвеырчжакйин ысхе лсиьстукаоцхоизйя. й ственных товаропроизводителей и снижения негативных последствий воздействия неблагоприятных погодных условий (засуха) Постановлением администрации Тамбовской области от 24 августа 2010 г. № 1012 «Об утверждении правил предоставления в 2010 году субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию потерь, понесенных ими вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий (засуха)» утверждены Правила предоставления в 2010 году субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию потерь, понесенных ими вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий (засуха), согласно приложению. Финансовому управлению области дано предписание за счет средств бюджетного кредита из федерального бюджета увеличить бюджетные ассигнования управлению сельского хозяйства области по целевой статье расходов "Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы" на предоставление субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию потерь, понесенных ими вследствие воздействия неблагоСпурбисяитдниыих погодзн ых ус лроевдисйтв ( засухоаб)л астного бюджета предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, включенным в прошедший экспертную оценку ОАО "РосНТЦагроЧС" "Реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от чрезвычайной ситуации "Засуха" в Тамбовской области в весенне-летний период 2010 г." и (или) "Реестр застрахованных сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от чрезвычайной ситуации "Засуха" в Тамбовской области в весенне-летний период 2010 г."
Размер предоставляемой субсидии рассчитывается исходя из площади погибших посевов сельскохозяйственных культур в результате воздействия неблагоприятных погодных условий (засуха) по ставке на 1 гектар погибших посевов в размерах 590 и 570 рублей для сельскохозяйственных товаропроизводителей, заключивших и не заключивших договоры страхования урожая соответственно, но не более указанной в соответствующем Реестре суммы невозмещенных затрат.
На основании вышеизложенного можно заключить, что в настоящее время в России создана вся необходимая нормативно-правовая база в области предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе в сфере агропромышленного комплекса. Существует базовый закон – «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», действие которого распространяется на все отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и населения в области защиты населения и территорий от ЧС. Принят целый ряд подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в данной области, разграничивающих полномочия различных органов государственной власти и местного самоуправления в области предупреждения и ликвидации ЧС, химической и биологической безопасности России. Основная роль в предупреждении и ликвидации ЧС любого характера возлагается на МЧС России, но вместе с тем законодательством определена роль Минсельхоза в данной области, создающего функциональные подсистемы для защиты населения и территорий от ЧС в сфере агропромышленного комплекса и Россельхознадзора, в функции которого входит обеспечение ветеринарного и фитосанитарного благополучия на территории РФ. Наряду с федеральным законодательством в данной области принимаются нормативно-правовые акты органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Литература
1. Вишняков, И.Ф. Система эпизоотологического мониторинга и государственная безопасность животноводства в чрезвычайных ситуациях / И.Ф. Вишняков // Вестник РАСХН.– 2000.–№1.–С. 8-11.
2. Иванов А.В. Обеспечение биологической безопасности России/ А.В. Иванов// Ветеринарный врач. –2006. –№4. –С. 2-5.
3. Мураева Г.Б. Биолого-социальные источники чрезвычайных ситуаций/ Г.Б. Мураева // Вестник БГСХА им. Филлипова. Серия Вет.мед. – 2005. – Вып. 3. –С. 131-147.
4. Никитин А.В., Щербаков В.В. Страхование сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой. – Мичуринск: Изд-во Мичуринского госагроуниверситета. 2006. – 190 с.
5. Никитин А.В. Теория и практика страхования сельскохозяйственных рисков. – Мичуринск: Изд-во Мичуринского госагроуниверситета. 2008.– 335 с.
6. Плющиков В.Г., Григоров А.А. Оценка рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в АПК России и смягчение их последствий/ В.Г. Плющиков, А.А. Григоров// Агрохимический вестник. –2002. –№4. – С. 16-18.
7. Южаков В.А. Агрострахование в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций/ В.А. Южаков// Вестник ЧГАУ. –2004. –Т.41. –С 174-176.
Источник - ВЕСТНИК МИЧУРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА, научно-производственный журнал, 2010, № 2, Печатная версия.