Е.С. Симбирских,
ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия
Н.В. Молоткова, И.А. Анкудимова
ФГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Мичуринск, Россия
В современных условиях экологических и производственных катастроф одной из важнейших задач, стоящих перед аграрным образованием и другими образовательными системами, связанными с подготовкой специалистов для сферы природопользования, является создание нового для России направления - образования для устойчивого развития. Это в свою очередь позволяет сформулировать следующий принципиальный вывод в отношении стратегии развития отечественной системы аграрного образования: переход от репродуктивного к креативному (ноосферному) образованию.
Ноосферное образование как особое направление в педагогике является инновационным, его теоретические и практические основы в настоящее время активно разрабатываются учеными.[2,5,6,8] Особую актуальность в свете экобезопасной интенсификации агросферы приобретает разработка концептуальных основ ноосферизации аграрного образования. Ноосферное образование студентов аграрных вузов требует комплексного подхода. Это многоаспектный процесс, который включает формирование научной системы ноосферных знаний в области сельского хозяйства, воспитания ценностного коэволюционного мироотношения личности, развитие интеллектуальных способностей, интегрированного ноосферного мышления. В итоге -формирование ноосферных моделей поведения специалистов АПК в сфере рационального использования природы с целью устойчивого развития отрасли.
В соответствие с обозначенным нами пониманием образования, устойчивого развития сельского хозяйства, а также анализом научной литературы, под ноосферным образованием студентов аграрного вуза мы будем понимать процесс формирования интегрированного агроэконоосферного мировоззрения.
Химия, как одна из фундаментальных наук, основываясь на нашем исследовании, содержит в себе огромный агроэконоосферный потенциал, включающий единство шести начал: естественно-научный, коэволюционный, футурологический, экологический, духовно-нравственый, эстетический, ноосферно-развивающий. Остановимся на раскрытии наиболее значимого с нашей точки зрения – ноосферно-развивающем, включающем содержательную и процессуально-деятельностную составляС юо дщеиреж. а ние современного курса химии в аграрном вузе представляет собой основы химической науки. Его инвариантную часть составляют системы химических понятий, законы, теории, методы и факты. Понятия, законы и теории обеспечивают фундаментальность общего химического образования, а факты – конкретную эмпирическую основу, практическую направленность и связь теории с жизнью. Это способствует формированию научного качества знаний и научного стиля мышления у студентов. Кроме того, насыщенность содержания химическими понятиями и формулами развивает память. В основе химических знаний находятся процессы, происходящие на уровне микромира, поэтому большинство химических понятий и объектов изучения абстрактны. Это требует от обучающихся развитого воображения, наглядно-образной и творческой мыслительной деятельности.
Изучение любой химической теории и химических процессов предполагает связь с другими дисциплинами: физикой, математикой, биологией, историей и т.д. Межпредметный характер химических знаний способствует формированию системного интегрированного мышления. С точки зрения химической науки большинство изучаемых объектов требует многостороннего рассмотрения в системе связей и отношений с другими объектами (принцип всесторонности), что обусловливает развитие системно-синергетического видения предметов. Построение курса химии на основе системного представления объекта химической науки – вещества и процесса его превращения создает у обучающегося химическую картину мира и формирует химическое мировоззрение как обобщающий взгляд на окружающий мир.[4] Что развивает логику и умение мыслить глобально.
Исследовательский характер химических знаний и химических заданий активизирует творческое, логическое и аналитическое мышление, позволяя студенту стать сознательным субъектом своей деятельности.
Значительную роль в развитии интеллекта студентов играет химический язык, образующий семиотическую знаковую систему и являющийся важным «инструментом» научного познания и самообучения. В сочетании с родным языком химический язык способствует развитию речевой культуры учащихся, включающей правильное оперирование терминами.
Область прикладных, эколого- и профессионально-значимых химических знаний реализует связи науки с жизнью и сельским хозяйством, выявляет роль химии в жизни отдельного человека и цивилизации в целом. Ее целенаправленное использование в образовательном процессе содействует развитию мотивации учения, овладению учащимися опытом и приемами научно-обоснованного использования химических веществ, материалов, природных ресурсов. Иллюстрация теоретических положений химии на примере тех объектов, с которыми будут иметь дело будущие специалисты АПК, повышает интерес к химии и мотивацию к ее изучению, способствует сознательному усвоению химических знаний на основе развития рефлексии обучающихся. Познавательный интерес и творческое мышление формирует демонстрационный эксперимент (реальный или мысленный). Постановка проблемной ситуации при проведении эксперимента позволяет выступить студентам в качестве настоящих исследователей, обучение при этом носит характер творческого развития, а не усвоения выделенного объема знаний. Мысленный эксперимент (моделирование) дисциплины «Химия». В высшей аграрной школе он отличается значительным сближением с научно-исследовательской деятельностью, что способствует формированию у студентов дискурсивного мышления. В результате проведения опытов обучающиеся выявляют свойства объектов, выдвигают гипотезы, формулируют собственные теории, получают новые знания и объясняют полученные данные на основании связанного логического рассуждения и доказательства. Лабораторные работы – важнейшая форма самостоятельной работы студентов в учебное время для приобретения новых знаний.[1,С.243] При этом усвоение знаний происходит через этап материального (материализованного) действия. Активизируется творческая самостоятельность обучающихся в усвоении знаний.
Процессуально-деятельностная составляющая ноосферно- развивающего компонента дисциплины «Химия» включает методологический и мотивационный аспекты учебно-познавательной деятельности. Методологический аспект направлен на формирование и развитие: опыта самостоятельной творческой деятельности; проблемно-поисковой и исследовательской деятельности; коммуникативно-диалоговой деятельности; коллективной деятельности; адаптивных способностей; опыта и навыков самоорганизации в образовательной, исследовательской, профессиональной и других видах деятельности.
Мотивационный аспект включает формирование и развитие: познавательной потребности; познавательных интересов; познавательной активности; рефлексии; положительной самооценки.
Таким образом, ноосферно-развивающее обучение дисциплине «Химия» направлено на развитие у студентов аграрных вузов основных высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления. В их основе лежат умения наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, абстрагировать, делать выводы из наблюдений и фактов, обобщать, систематизировать, создавать новое, излагать мысли последовательно и непротиворечиво, доказывать и обосновывать истинность своих суждений. Все эти качества мыследеятельности необходимы в ноосферном мышлении, направленном на поддержание гармоничных отношений в системе «общество-человек-природа». Рассматривая подходы к построению ноосферно-развивающей методики обучения, мы выделяем следующие ее взаимосвязанные компоненты: ноосферные ценностные ориентиры (признание самоценности мира и оптимальной коэволюции); предшествующий опыт теоретической и практической разработки проблем ноосферного и развивающего обучения в методике преподавания химии; содержательный и процессуальный аспекты ноосферизации обучения химии (содержание предметных знаний и процесса обучения, психолого-физиологические факторы, условия реализации задач обучения); основные направления ноосферно-развиваАюнщаелгиоз влоизтде рйастувриняы. х источников и практический опыт работы позволили нам определить сущность, цели и задачи ноосферизации курса химии в аграрном вузе. Сущность ноосферизации вузовского курса химии представляется в раскрытии обучающимися агроэконоосферного аспекта химической науки. Это в свою очередь предполагает целенаправленное включение в процесс обучения знаний ноосферного характера, а также форм, методов и средств учебно-познавательной деятельности, принятых при изучении химии и направленных на развитие устойчивой потребности к процессам «самости» (самообразованию, самоорганизации, самосовершенствованию, самореализации, самоактуализации и т.д.).
Исходя из вышесказанного, цели ноосферизации образовательной области «Химия» в аграрном вузе можно сформулировать следующим образом: формирование интегрированного агроэконоосферного мировоззрения; развитие и актуализация познавательной потребности в изучении химии как части профессиональной агроэконоосферной культуры будущего специалиста и феномена общечеловеческой культуры; устойчивое развитие всех сфер личности обучающихся, их возможностей, способностей и ориентации на ценности ноосферного характера.
Задачи обучения химии студентов аграрных вузов: раскрытие необходимости химических знаний для профессионального становления специалиста АПК, коэволюционного развития личности и жизнедеятельности в целом; реализация личностно ориентированного, ноосферного подхода к обучению химии; формирование агроэконоосферной культуры будущих специалистов АПК средствами предмета, развитие устойчивой потребности к процессам «самости», ноосферного поведения и коэволюционного мироощущения.
Реализация ноосферно-развивающего потенциала курса химии в аграрном вузе способствует повышению качества подготовки специалистов АПК, конкурентоспособных на рынке труда, способных обеспечить устойчивое развитие агропромышленного производства.
Литература
1. Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. Высш. Учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 384с.
2. Маслова Н.В. Ноосферное образование: монография. - М.: Институт Холодинамики, 1999. — 338 с.
3. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. – 328с.
4. Руденко А.П. Вклад общей теории химической эволюции и биогенеза в развитие философии биологии//Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. Памяти Регины Семеновны Карпинской /Отв. Ред. И.К. Лисеев. – М., 1996. – 300с.
5. Сикорская Г.П. Интеграция естественно-научного и гуманитарного знания в парадигме ноосферного образования/ СПНиО. – 2006. - №1. – С.93-94
6. Суравегина И.Т. Экология для учителя. – М: «NOTA BENE», 1999. – 132с.
7. Титова И.М. Обучение химии. Психолого-методический подход. – СПб.: КАРО, 2002. – 204 с.
8. Урсул Д.Д. Ноосферная модель науки и образования XXI века///Социально-гуманитарные знания. – М., 1996. - № 4.- С. 68-72.
Источник - ВЕСТНИК МИЧУРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА, научно-производственный журнал, 2010, № 2, Печатная версия.