РОЛЬ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЯХ МОЛОДЕЖИ

Н.А. Нестерова

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия

Формирование духовного мира студенчества тесно связано с профессиональными и жизненными ожиданиями, путями и возможностями их реализации. В свою очередь, профессиональные и жизненные ожидания студенческой молодежи имеют особое значение в экономической, социальной, политической и других сферах.С тержневая роль системы ценностей, на которую опирается культурно-воспитательная работа общества, проявляется особенно четко в те кризисные моменты, один из которых переживает сегодня Россия. Более того, именно в эти моменты происходит смена такой системы, и чем более стихийна эта смена, тем более болезненно проходит она для общества. Сегодня кризисное состояние российского общества очевидно: разрушены экономические связи, утеряны нравственные ориентиры, утрачено единство государственности и многонациональной культуры.

Время как бы отвернулось от человека, оставив его один на один с теми переменами, которые часто приобретают превращенную форму насаждения модели западноевропейского образа жизни, достатка и культуры.
В таких условиях стихийно формируется специфический тип людей, оторвавшихся от системы нравственных ценностей, культурных ориентиров, а потому легко идеологизируемых разного рода суррогатами идей и программ, нацеленных на абсолютизацию материального, когда человек, по выражению Н.Бердяева, ищет не смысла жизни, а только благ жизни.

Проблема ценностных ориентаций студенческой молодежи в реформируемом обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной на протяжении всего существования педагогики вообще, и педагогики молодежи в частности. Эта проблема приобретает особую значимость в условиях социально — экономической и духовно — культурной трансформации суперэтнических обществ России. В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности студенческой молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества.

Особую значимость здесь приобретают процессы, захватывающие ценностное сознание молодых людей, ибо именно они представляют собой ближайшее будущее данных обществ, тем более это важно в отношении потенциальной интеллектуальной, политической, экономической, культурной элиты общества, каковую представляет и себя студенчество. Происходящее в российском обществе перемены обуславливают формирование нового ценностного сознания, соединяющего в себе лучшие культурно — исторические традиции духовности и гуманизма с новым мышлением, связанным с процессами глобализации, охватившими экономическую, политико-правовую, информационно — технологическую, культурно — бытовую сферу социальной жизни.

Традиция изучения ценностных ориентаций общества в целом и его групп в частности выработала за продолжительное время своего существования множество определений этого важного понятия педагогики, психологии, социологии. Понятие ценностной ориентации неоднократно становилось в центр многочисленных исследований видных зарубежных и российских ученых.

Система ценностных ориентаций разделяется на три большие группы: 1) «материнские» как материально — экономические; 2) «отцовские» как духовно — гуманитарные; 3) символически — интерсубъективные как рациональные.

Сверхзадача современной молодежной политики - это привлечение нового поколения к активной политической и социально-экономической жизни, освоение опыта представителей старшего поколения нашей страны, а также использование лучших достижений зарубежных стран в решении современных проблем молодежи. Создание современного механизма выработки и реализации целей государства и общества в решении проблем молодежи.

Категория ценности в нашем исследовании рассматривалась в ходе анализа ценностных представлений студенческой молодежи МичГАУ. В опросе принимали участие 185 студентов, обучающихся на всех факультетах. Результаты исследования показали, что молодежь ставит на первое место не семейное счастье, а богатство, которое является универсальной ценностью всех возрастных категорий - 65%. Примерно равное и стабильное место в иерархии ценностных ориентации молодежи занимает желание иметь возможность реализовать свой талант - 28%, быть свободным и независимым - 30%, быть успешным - 29%, сделать карьеру, стать квалифицированным специалистом - 24%. Увеличивается число тех, кто хочет принести пользу человечеству и своей стране - 25%. Наивысший процент «достижения богатства» держится у студентов 4 и 5 курсов (возрастная категория от 20 до 23 лет) -54%. Для них важен конечный результат труда - оплата - 47%. Многие студенты выбирают славу - 15%, власть - 24%, но у них меньше желания стать высококвалифицированными специалистами и принести пользу человечеству. Это оптимистически настроенная часть молодежи, что вполне характерно для данного возраста. Однако следует создавать все условия, чтобы со временем эти тенденции выровнялись, и духовные ценности преобладали в выборе жизненных приоритетов.

Также испытуемым было предложено выбрать наиболее значимую для них пару:

профессия-карьера - крепкая семья; здоровье - яркая событиями жизнь; близкие друзья - доходная работа. Пара здоровье - яркая событиями жизнь является наиболее значимой для данной группы испытуемых. То есть, молодые люди больше думают о развлечениях, мало заботясь о том, где брать на них средства. Это доказывает следующий    вопрос:

«Чем можно пожертвовать ради возможности быстро заработать деньги»? Были предложены варианты ответов:

1.Соблюдением закона
2. Отношениями с близкими людьми
3.Здоровьем
4. Личными интересами и хобби
5 Материальным благополучием других людей
6. Жизнью других людей.

Хотя большинство ответили личными интересами и хобби - 53%, настораживает, что 28% выбрали - соблюдением закона и 8% - жизнью других людей.

Принцип выбора профессии:

1.    Материальный доход - выбрали более 70% опрошенных;
2.    Необходимость для развития страны - 30%; 3.Быть    интересной    –    данный    ответ    не    пользовался    особым    успехом.

В методике по выявлению жизненных ценностей и социальных представлений студентов, которая была нами предложена, были следующие вопросы:

1.    Как ты проводишь свое свободное время?
2.    Твое хобби.
3.    Друзья зовут гулять, а у тебя котенок, которого нужно кормить через каждый час. Как ты поступишь?
4.    Перечисли черты личности, которые свойственны твоим друзьям.
5.    Что значит, по-твоему, значит термин «духовность»?
6.    Как ты думаешь, духовны ли: а) твои друзья; б) родители; в) учителя.
7.    Считаешь ли ты себя духовно - развитой личностью?

Получены следующие результаты:

большинство испытуемых в свободное время
гуляют - 93%, остальные - 7% - занимаются спортом, играют на компьютере, смотрят ТВ, слушают музыку и т.п. Хобби нет ответили 95%. На 3 вопрос были ответы: «Приду через час» (88%), «Возьму с собой» (6%), «Пойду с друзьями» (2%) и другие (4%). Перечисляя черты личности своих друзей, ребята давали преимущественно следующие ответы: «Веселые, хорошие, добрые, общительные». На вопрос «Что значит, по-твоему, термин «духовность»? ответили «не знаю» большинство испытуемых (96%), остальные сводили это понятие к душе и культуре. Однако себя и своих друзей считают духовно-развитыми личностями (83%), родителей (75%), преподавателей (17%), остальные на этот вопрос также ответили «не знаю».

Надо сказать, что ценностно-смысловое пространство студентов первого курса практически не проработано. Об этом мы судим исходя из тех трудностей, которые возникают у них при обсуждении вопроса: «Каковы цели и ценности моей профессиональной деятельности?». В большинстве своем ответы студентов начинаются с признания того, что «это крайне трудный для меня вопрос». Поэтому задачу «подлинного образования» мы видим в том, чтобы организовать внутренний диалог между учебной деятельностью, процессом познания и личностным самоопределением студентаТ.а к им образом, формирование духовных ценностей в современных условиях требует совершенствования всей системы социально-культурной деятельности в соответствии с современными требованиями.

Определенной сложностью переходного периода обусловлен тот факт, что сфера ценностных ориентаций несет противоречие между ценностными ориентирами и целями, стоящими перед государством и обществом на данном историческом этапе развития, с одной стороны, а, с другой стороны, социальными, экономическими, культурными запросами студенчества.

Система ценностных ориентаций, являясь не только элементом духовной сферы, проявлением социального творчества, одновременно выступает проекцией отношения студенчества к окружающей социальной действительности в форме реализации сущностных сил студенчества, и в этом смысле она является не только барометром настроений студенчества, но индикатором стабильности общества. От того, насколько сбалансирована система ценностных ориентаций под влиянием политических, экономических и культурных институтов зависит не только эффективности социально — культурного воспитания студенчества, поступательный характер образовательных процессов, но и динамика социально — политических преобразований в стране. Необходимы существенные коррективы как в самой концепции, так и в механизме реализации государственной политики в области молодежной культуры.

Гуманизация образования как основополагающий элемент культуры неразрывно связана с изменениями представлений о сущности педагогического воздействия и роли педагога в обучающем взаимодействии.
Новые образовательные подходы (личностно-ориентированное, смысло-ориентированное образование), изначально предполагают целенаправленное создание условий для развития таких качеств, как терпимость к инакомыслию, умение понять другого, осознание норм собственного поведения, целостность, принятие себя и других, ответственность, альтруизм. Толерантность является ценностью, необходимой и фундаментальной для реализации прав человека и достижения мира. Часто толерантность трактуется как свойство открытости и свободного мышления, это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

На психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора на отношения к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт. Установка – готовность, предрасположенность определённым образом воспринимать, осмыслить объект или действовать с ним. Установки, которых мы придерживаемся по отношению к различным фактам общественной жизни, событиям, людям, определяют наши положительные и отрицательные эмоции, толерантный характер или негативный характер предубеждения и предвзятости. Можно предположить, что установки определяют степень человеческой толерантности, подразумевающей осознание своих интересов и интересов оппонента, понимание необходимости выработки и реализации процедур согласия, причём речь не идёт об отказе от собственных взглядов и убеждений.

Литература

1.    Левада Ю.А. Индикаторы парадигмы культуры в общественном мнении // Мониторинг общественного мнения. 1998.- № 3. -С. 11-12
2.    Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование)// Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С.40-44
3.    Руткевич. М.Н. О формировании политического сознания молодежи // Социология образования и молодежь: Избранное (1965 – 2002) – М.: Гардарики, 2002- с. 276
4.    Эко У. Миграции, терпимость и нестерпимое // Пять эссе на темы этики. Санкт-Петербург: Издательство «Симпозиум», 2000- С. 135

Источник - ВЕСТНИК МИЧУРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА, научно-производственный журнал, 2010, № 2,  Печатная версия.

© 2024 Образовательный портал Тамбовской области