А.И. Михайлова, М.В.Сухомлинова
ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия
В настоящее время российское общество претерпевает глубокие изменения, отражающиеся в процессах модернизации. Происходящие реформы воздействуют на положение каждого гражданина России. Особенно важным к действию происходящих перемен является наиболее динамичная социальная группа населения - молодежь, так как именно она претерпевает значительные изменения в своих интересах, ценностях, культуре.
В молодом возрасте происходит обширная социализация человека в условиях общественной жизни. Социальное развитие всего общества в целом зависит от позиций молодого поколения, от его облика. Каждому молодому человеку на протяжении жизненного пути постоянно приходится принимать решения, зачастую от верного выбора зависит благополучие человека, а иногда - и его судьба.
Выбор профессии предопределяет успех профессиональной и жизненной карьеры. На работе человек приобретает друзей, включается в сообщество людей, близких по интересам, жизненным смыслам. И если человек не сможет найти себя в профессии, он не будет чувствовать себя комфортно [1;3]
Сегодня сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих страну на более высокие уровни развития все меньше. Отчасти это происходит потому, что в стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают специалистов, компетентность и профессионализм которых представляют существенную конкуренцию на рынке труда.
Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Современные педагоги подчеркивают, что каждый пятый рассказывает о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассников манят десятки профессий, разнообразие которых требует противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом - высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений. Уже в подростковом периоде старшеклассникам приходится разобраться в разнообразии своих личностных качеств и способностей, сделать социальный и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении [4; 81].
Самостоятельный выбор профессии - это «второе рождение» человека, от правильной ориентации зависит общественная ценность личности, её место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
В национальной доктрине современного образования Российской Федерации указывается, что ужесточение конкуренции на рынке труда диктует необходимость формирования специалистов с высокой профессиональной мобильностью, отличающихся глубокой общей подготовкой и способностью к самостоятельной работе. Уровень профессионального ориентирования выпускников школ в значительной мере определяется целенаправленным процессом подготовки будущих специалистов, опирающимся на раннюю диагностику их мотивов, способностей, уровня обученности, формирования необходимых качеств личности в соответствии с содержанием будущей профессПиоил и1т;и 3ка. массовой средней школы такова, что задача подготовки её выпускников на дальнейшее профессиональное образования не является основной. В силу этого образуется значительный разрыв между уровнем подготовки преобладающей части абитуриентов и требованиями вузов, особенно университетов, к их способности получать фундаментальное научное и исследовательское образование. Это положение не устаивает общественность и не всегда удовлетворяет образовательные и в целом социальные потребности личности.
С целью изучения реального состояния профессиональной направленности старшеклассников нами было проведено конкретное педагогическое исследование, раскрывающее сущность, выявляющее особенности процесса социально-психологической ориентации школьников на свою будущую специальность [2].
Так, социологическое исследование проведено со старшеклассниками 10-11 классов в апреле 2009 г. на базесредних общеобразовательных школ №4 (с сентября 2009г. - СОШ №7), №16 (с сентября 2009г. - СОШ №18), №21 (с сентября 2009г. -СОШ №15), СОШ №10 Кочетовского района-3, №38 СОШ ОАО «РЖД» г.Мичуринска Кочетовского района-5 Тамбовской области. Состав опрошенных -109 человек, выборка сплошная, случайная.
Как известно, процесс профессиональной направленности личности начинается еще в школе при выборе профиля обучения и будущей профессии. Поэтому его можно рассматривать как систему, состоящую из нескольких подсистем - довузовской и вузовской. В этой связи в ходе исследования выявлялись различные особенности отношения школьников к выбору будущей профессии, оценкам актуализации профилей образования, самооценкам своих возможностей, особенностей выбора и т.д.
По мнению десятиклассников, наиболее востребованными явились специальности, связанные с умственной деятельностью (56%). Специальности, связанные с физической работой, оказались менее популярными (37%), а техническим специальностям отдали предпочтение лишь 7% (рис.1).
Так, учащиеся 11 классов перечисленных школ в качестве наиболее современных и престижных профессий респонденты выделили профессии, связанные в основном с физической деятельностью (45%). Во вторую очередь предпочтение было отдано профессиям, связанным с умственной работой (30%), наименьшей популярностью среди опрошенных пользовались технические специальности (25%).
Более половины десятиклассников (84%) уже определились с выбором учебного заведения, 10% не определились и 6% опрашиваемых затрудняются ответить. Было выявлено, что 72% респондентов не испытывают затруднений с выбором учебного заведения, 10% опрошенных испытывают некоторые затруднения и, соответственно, 18% учащихся затрудняются ответить на данный вопрос (рис.2).
Рис. 1 – Показатели престижности профессий, по мнению десятиклассников г. Мичуринска, %.
Кроме того, среди старшеклассников 11 класса было выявлено, что абсолютное большинство респондентов (90%) уже определились с выбором профессии, а 10% - нет.
Опрос также помог выявить, что 73% респондентов не испытывают трудностей, связанных с поступлением в ВУЗ, у 18% опрошенных много проблем вызывают вступительные экзамены. У оставшихся 9% не хватает денежных средств на обучение.
Немаловажным значением при профориентации старшеклассников является определение факторов, влияющих на выбор будущей специальности. Данное исследование показало, что для 72% учащихся 10-х классов главным при выборе учебного заведения является статус ВУЗа, 17% опрошенных уделяют преимущественное внимание наличию бюджетных мест для обучения, 5% прислушиваются к совету родителей и у 6% опрошенных есть другие препятствия при выборе учебного заведения (рис.3).
Рис. 3 – Факторы, влияющие на выбор будущей профессии, по итогам опроса десятиклассников г.Мичуринска, %.
В итоге, в качестве наиболее современных и престижных направлений образования более половины респондентов 10 класса (69%) выделили профессии, связанные с умственной деятельностью, и каждый второй (50%) – в 11 классе. Предпочтение второй очереди отдано рабочим профессиям; наименьшей популярностью среди опрошенных пользуются технические специальности, тогда как для 8% школьников сам процесс выбора будущей специальности ещё не актуализировался.
В целом, можно констатировать, что интересы учащихся г.Мичуринска сегодня не резонируют с «социальным заказом». В этом плане необходимо проводить целенаправленную воспитательную работу: разнообразить формы непосредственного знакомства учеников с широким спектром предлагаемых специальностей, главное любого направления. Постоянно развивать мотивы дальнейшего обучения, направляя их в русло социального заказа, налаживая различные непосредственные связи с вузами и производством.
По мнению третьей части опрошенных, наиболее востребованными специальностями Центральночерноземного региона, являются профессии, связанные с умственной деятельностью (36%). Менее востребованы оказались направления, связанные с физическим трудом (32%). Техническим специальностям отдали предпочтение лишь 7% респондентов. Четверть респондентов (25%) вообще не знают о «социальном заказе» на профессии в регионе. Сравнительная картина показывает, что к 11 классу ребята уже больше осознают, что нужнее для Мичуринского региона. Однако здесь прослеживается и следующая тенденция: чем ближе к выбору профессии, тем больше профориентационной нерешительности и растерянности в определении нужности и важности, необходимости признания рейтинговых позиций и социальной значимости специализаций в разделении общественного труда. К примеру, каждый четвёртый выпускник 11класса (25%) вообще «запутался» в определении рейтинга профессий. А большинство десятиклассников для аграрного региона проживания выделили в основном престижность «умственного» труда (56%).
Получается, что почти каждый второй старшеклассник накануне поступления в вуз уже профессионально ориентирован. Однако учащиеся выпускных классов также часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля дальнейшего обучения. Как правило, они делают свой выбор под действием случайных факторов (например, за компанию, по совету взрослых или друзей). При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения. Выход из данного положения, на наш взгляд, современная школа должна определять все более глубокой дифференциацией образования, возможностью выбора нужного уровня и объема изучения необходимой группы предметов для каждого ученика, соответствием с заранее определёнными в школе способностями и социально-психологическими особенностями обучающихся для дальнейшего образования и получения планируемой профессии.
В этой связи считаем, что подготовка учащихся к осознанному выбору профессии - наиболее важная социально-педагогическая задача современной школы. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. провозглашена необходимость улучшения профессиональной ориентации школьников. Сегодня профессия рассматривается и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство утверждения социального статуса, и как средство самореализации личности. Поэтому проблема профессионального самоопределения становится особо актуальной как для самого ученика, так и для общества в целом.
Литература
1. Аверкин В.Н. Путевка в жизнь: Образование, профессия, карьера: Учеб.- справ. пособие для 9,10,11 кл. общеобр. учреждений/ В.Н. Аверкин, О.М. Зайченко. - М.: Просвещение, 2005. 112с.
2. Документы и материалы лаборатории социального анализа ФГПУ ВПО МичГАУ (рук-ль - проф. Сухомлинова М.В.). -Мичуринск, 2008-2009.
3. Москвин В.Г. Психологическое обеспечение профессионального самоопределения учащихся в ходе предпрофильной подготовки: проблемы и возможные пути решения // Психолого-педагогический журнал. 2003. -№4. С. 13-18.
4. Пряжников Н.С. Основы организации и планирования профориентационной работы в школе // Психологическая наука и образование. 2004. -№4. С. 85-94.
Источник - ВЕСТНИК МИЧУРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА, научно-производственный журнал, 2010, № 2, Печатная версия.