Е.С. Симбирских, Ю.Б. Суворова
ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия
Как показывает опыт многих стран, стратегия выхода их кризиса в любых областях экономики предусматривает технологический прорыв на базе инновационных проектов. Именно этим определяются очередной технологический уклад, новые рынки, создание материальных основ преодоления кризисных явлений и переход к следующей ступени экономического развития. [1]
Сегодня сформировалось понимание необходимости ускоренной разработки и освоения производством инновационных технологий и технических средств для их реализации. Научно-технический потенциал, которым располагает Россия, создал и способен создавать наукоемкие инновационные проекты с высокой степенью готовности к освоению. Поэтому задача по сбору, актуализации и оперативному освоению инновационных решений представляется одной из наиболее значимых.
Формирование национальной инновационной системы требует подготовки специалистов инновационного типа, обладающих творческим мышлением, глубокими знаниями, умениями, навыками в определенной предметной области и в смежных областях, способных осваивать наукоемкие технологии, разрабатывать, внедрять и распространять новые конкурентоспособные продукты и технологии. Подготовка таких специалистов затруднена в условиях современного профессионального образования, характеризующегося малой инновационной направленностью и дефицитом квалифицированного в области инноватики преподавательского состава. [2]
Для изучения сущности инновационной компетентности перед нами обозначились следующие задачи:
- Исследовать структуру инновационной компетентности;
- разработать методы ее формирования.
Перед педагогической теорией и практикой стоит проблема формирования лич¬ности способной функционировать в условиях непрерывного технического прогресса, что требует от нее наличие высокого уровня инновационной компетентности. С этих позиций нами было проведено исследование структуры инновационной компетентности и методов ее формирования.
В результате проведенного анализа литературных источников нами было уточнено понятие «инновационная компетентность» – это совокупность способностей, качеств, и умений, способствующих быстрому и эффективному освоению новшества специалистом.
Исследование содержания инновационной деятельности специалистов позволило нам выделить следующие компетенции, в составе инновационной компетентности:
- способность к творчеству и импровизации, индивидуальный творческий почерк, неординарность;
- умение анализировать и обобщать опыт своей работы;
- восприимчивость к информации о новшествах (новые книги, статьи, выставки, конференции, новые образовательные курсы) и готовность регулярно накапливать, изучать и применять полученные сведения;
- самоактуализация и наличие потребностей к интеллектуальному труду, образовательному и карьерному росту;
- установка на постоянное обучение и активное отношение к миру;
- готовность к обновлению своих знаний;
- коммуникабельность;
- интеллектуальная лабильность;
- целеустремленность. Развитие этих компетенций в ходе учебного процесса будет способствовать формированию инновационной компетентности в целом.
Наличие данных компетенций безусловно в большей степени зависит от характера человека, его темперамента, воспитания, природных способностей. Но при грамотно спланированном процессе обучения, в частности, с применением компетентностного подхода в профессиональном образовании, возможно развитие данных компетенций в значительной степени. Для этого целесообразно применение следующ- ипхо мруечтоедноиве: творческих заданий на занятиях по специальным дисциплинам и поощрение их неординарных решений;
- требование формулировки выводов, заключений, анализа самостоятельно сделанных заданий, лекций, практических занятий, а также всех знаний, полученных в семестре;
- требование узнавать новости из сферы профессии о новшествах, изобретениях, новых технологиях, готовить эту информацию в форме докладов, рефератов;
- организация работы студентов в группах;
- публичные выступления студентов на конференциях, семинарах;
- доведение до студентов информации о новшествах (показ фильмов; проведение конференций, семинаров, посвященных новшествам в профессии и поощрение участия в них);
- организации прохождения студентами производственной практики на передовых предприятиях;
- организация экскурсий на передовые предприятия и встреч со специалистами этих предприятий;
- психологические тесты, самоанализ;
- психологические тренинги;
- индивидуальный подход к студентам с учетом их способностей, темперамента, повышение их самооценки, поощрение успехов;
- поощрение самостоятельно разработанных проектов, идей, изобретений.
Необходимо также заметить, что прежде всего нужно осознание самим субъектом т.е. студентами необходимости развития в себе инновационной компетентности. По результатам проведенного исследования были сделаны выводы:
1. Актуальность формирования инновационной компетентности в рамках подготовки специалиста АПК.
2. Уточнено понятие «инновационная компетентность» - совокупность способностей, качеств, и умений, способствующих быстрому и эффективному освоению новшества специалистом.
3. Эффективность разработанных методов формирования инновационной компетентности.
Литература
1. Баранчеев В.П. Измерение инновационной активности компании как её конкурентной силы. «Менеджмент сегодня», № 4. - 2005 год
2. Калина, И.И. Компетентный работник на рынке труда как результат работы системы образования (по итогам круглого стола) / И.И. Калина // Демократ. шк. : пед. журн. - 2004. - N3. -С. 33-51.
Источник - ВЕСТНИК МИЧУРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА, научно-производственный журнал, 2010, № 2, Печатная версия.