Ю.В. Сушко
ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия
Принятый курс на модернизацию социально-экономической жизни нашего общества вступает в противоречие с состоянием здоровья и физической подготовленностью молодежи, чей труд и должен, в первую очередь, обеспечить динамичное развитие страны. Педагоги и медицинские работники ведут интенсивные поиски путей улучшения физического состояния студентов, повышения их умственной и физической работоспособности, без которых невозможна творческая самореализация личностВи . публикациях последних лет приводятся многочисленные данные о недостаточной физической подготовленности молодежи в целом и студентов - юношей, в частности. Многолетнее изучение показателей физической подготовленности студентов 1 курса Мичуринского государственного аграрного университета подтверждают эти исследования. За последние пять лет нами выявлена отрицательная динамика физической подготовленности юношей, поступающих в университет.
Одной из причин такого положения называется отсутствие индивидуального подхода к студентам, имеющим низкий уровень физической подготовленности. Данная категория студентов недостаточно активно включается в педагогический процесс вузовской физической культуры, следствием чего является увеличивающееся отставание их от сокурсников, минимальная мотивация физического самосовСерешдеин сотбвщовиахн ия .с пециальных задач, решаемых в сфере физической культуры, выделяются такие как, совершенствование адаптационных возможностей, укрепление здоровья, повышение уровня общей работоспособности, развитие основных физических качеств. Успешное решение этих задач в вузе чрезвычайно важно, поскольку именно здесь, в рамках обязательного курса «физическая культура» закладывается фундаментальная база физической дееспособности будущих специалистов на много лет вперед.С ложившаяся к настоящему времени методика занятий по физической культуре в вузах эффективна далеко не для всех, поскольку в группах объединены лица с разными уровнями физического развития подготовленности. В связи с этим актуализируется задача по формированию учебных групп студентов с учетом имеющегося на период поступления в вуз уровня физической подготовленности.
Распределение студентов в группы проводится на основе ценологического подхода, сущность которого заключается в построении ранговых гиперболических распределений (Н-распределений) и их последующем использовании для разделения студентов в группы по признаку отставания какого-либо физического качества, а также определения нормативных требований для каждой группы студентов.
Как уже отмечалось, студенты 1 курса, как правило, демонстрируют очень низкую физическую подготовленность (рис. 1).
Рис. 1 – Показатели физической подготовленности студентов при поступлении на 1 курс.
Из рисунка 1 видно, что студенты, приходящие в вуз показывают неудовлетворительные результаты в подтягивании (40%), в беге на 100м (54%), беге на 3000м (до 70%).
После проведенного бального рангового анализа был сформирован информационный тестовый массив (таблица 1) нормативов физического состояния студентов с учетом проведенной коррекции на основе тестирования физической подготовленности студентов.
Таблица 1 - Значения нормативов физической подготовленности при различных системах оценивания
Показатели |
Система оценивания |
Баллы |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||
Бег 100 м (сек) |
Существующая |
13.2 |
13.8 |
14.0 |
14.3 |
14.6 |
Предварительная коррекция |
13,4 |
13,7 |
14,0 |
14.3 |
14,6 |
|
Ценологическая коррекция |
13,3 |
14,0 |
14,7 |
15,4 |
16,1 |
|
Подтягивание на перекладине (кол.) |
Существующая |
15 |
12 |
9 |
7 |
5 |
Предварительная коррекция |
13 |
11 |
9 |
7 |
5 |
|
Ценологическая коррекция |
19 |
15 |
11 |
7 |
3 |
|
Подъем ног из положения виса (кол.) |
Существующая |
12 |
10 |
7 |
5 |
3 |
Предварительная коррекция |
11 |
9 |
7 |
5 |
3 |
|
Ценологическая коррекция |
15 |
12 |
9 |
6 |
3 |
|
Прыжки в длину с места (см) |
Существующая |
250 |
240 |
230 |
223 |
215 |
Предварительная коррекция |
250 |
241 |
232 |
223 |
214 |
|
Ценологическая коррекция |
243 |
233 |
223 |
213 |
203 |
|
Прыжки в длину с разбега (см) |
Существующая |
480 |
460 |
435 |
410 |
390 |
Предварительная коррекция |
481 |
458 |
435 |
412 |
389 |
|
Ценологическая коррекция |
459 |
442 |
425 |
408 |
391 |
|
Жим гири 16 кг (кол.) |
Существующая |
29 |
23 |
17 |
11 |
5 |
Ценологическая коррекция |
31 |
26 |
21 |
16 |
11 |
Практика свидетельствует, что операция коррекции нормативных требований к студентам, имеющим низкий уровень физической подготовленности, является важным условием при разработке адаптированной программы по физической культуре в вузе.
По результатам тестирования студенты были распределены в учебные группы, содержание занятий в которых разрабатывалось с учетом развития отстающих физических качеств: 1 группа – с акцентом на скоростные качества; 2 группа – на силовые способности; 3 группа – на выносливость.
В ходе педагогического эксперимента перечисленные группы занимались по разработанной программе, 4 группа – контрольная, работала в обычном режиме занятий. Как выяснилось в процессе эксперимента, объединение студентов в группы позволило оптимизировать процесс физического воспитания, сформировать положительные мотивационно – ценностные отношения студентов к физическому самосовершенствованию.
Каждая экспериментальная группа занималась по специальной программе, содержание которых было направлено на развитие отстающих физических качеств. Кроме этого, при определении средств и методов педагогических воздействий применялся дифференцированный и индивидуальный подход к студентам в процессе академических и самостоятельных занятиях по физической культуре.
После года обучения, студенты экспериментальных групп значительно повысили отстающие физические качества (рис. 2), в конце второго года обучения многие показатели студентов приблизились к показателям студентов основной группы (рис. 3).
После трех лет обучения студенты экспериментальных групп достигли такого уровня физической подготовленности, который позволил им перейти на тренировочный режим работы, характерный для студентов основной медицинской группы (рис. 4).
Рис. 2 – Показатели физической подготовленности студентов после первого года обучения.
Было выявлено, что после трех лет обучения результаты студентов экспериментальных групп соответствуют показателям, заявленным в нормативных требованиях для юношей соответствующего возраста. Таким образом, за три года занятий студенты с низким уровнем физической подготовленности догнали, а во многих случаях перегнали своих сверстников, имеющих более высокие стартовые возможности при поступлении в вуз.
Рис. 3 – Показатели физической подготовленности студентов после второго года обучения.
Установлено, что педагогическими условиями выравнивания уровня физической подготовленности юношей в процессе освоения вузовской программы по физической культуре явились следующие:
- выявление начального уровня развития физических качеств студентов и определение адаптированных нормативных показателей физической подготовленности;
- разделение студентов на группы в соответствии с физической подготовленностью;
- разработка специальных программ адаптированного обучения с целью повышения уровня развития отстающих физических качеств;
- ориентация на качественные морфо-функциональные изменения двигательной функции в адаптационном режиме физических нагрузок;
- создание паспорта физического состояния студентов на весь период обучения в вузе;
- создание единой электронной базы данных, характеризующей физического состояние, физическое развитие и физическую подготовленность студентов вуза.
Литература
1.Гурина Р.В. Ценологические методы в образовательных системах. / Ползуновский вестник - 2004, №3, с. 133-138.
2.Кудрин Б.И. Введение в технику. 2-е изд., переработанное, дополненное. Томск: Изд. Томск. Госуниверситета, 1993. - 552 с.
3.Бальшевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект).// Теория и практика физической культуры. - 1999, №4. - 21с.
4.Бацявичене Н.М. Влияние занятий по физической культуре на студентов со слабой физической подготовленностью.// в кн.: Методика физического воспитания в вузе. - Вильнюс, 1980. - 5с. Поступила в редакцию 29.07.2002г.
5.Магомедов О.М. Пути повышения качества спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в вузе // Физическая культура и спорт как фактор информационно-воспитательного процесса современного вуза. - Ростов-на-Дону, 2001.- С. 83-85.
6.Наумова Н.О. Индивидуально-дифференцированный подход к физическому воспитанию студентов на основе педагогической диагностики физического состояния // Молодая спортивная наука Украины: Сб. науч. статей аспирантов области физической культуры и спорта. - Львов: ЛДИФК,1999.-Вип.3.- С. 195-197.
Источник - ВЕСТНИК МИЧУРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА, научно-производственный журнал, 2010, № 2, Печатная версия.