СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ – ГЛАВНЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

А.В. Никитин

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия

Исторически обусловленная особенность Российской системы образования – ее территориальное, ментальное и социально-экономическое многообразие. Каждый российский регион – это собственная исторически сложившаяся система образования, со своей культурой, педагогическими традициями, профессиональной направленностью, организационной структурой и финансовыми возможностями. Существенная разница регионов порождает неравенство образовательных возможностей их граждан как внутри региона, так и по стране в целом. Ведущая задача политики государства в данных условиях – поддержание целостности образовательной системы страны при сохранении индивидуальных особенностей каждого региона. В этом случае на первый план выходит непохожесть, уникальность каждой области, города, района. Что при стремлении к достижениям позволит достигнуть лучшего, оригинального, нового во всех сферах: производстве, науке, культуре, образовании. Поиск своеобразия региональных образовательных систем и есть поиск смысла региональной образовательной деятельности, ее истинного места в контексте социальных реформ, главный ресурс развития региона. Особая специфика образовательных пространств, даже в рамках одного региона, - это одно из стимулов к взаимному интересу в горизонтальном сотрудничестве, расширении связей между образовательными учреждениями, создании сети образовательных учреждений.

В настоящее время стремительно меняется структура населения регионов. Происходит смешение народов, национальностей, культур в результате переселения и миграции беженцев, гастарбайтеров и т.п. Большинство их – представители беднейших слоев населения, имеющие несколько искаженное представление о свободе, законе, ответственности. В современной России это порождает волну преступности. Таким образом, цели образования приобретают мировоззренческий характер, актуализируется проблема гуманизации образования. Это в свою очередь накладывает определенную ответственность на вузы за всестороннее развитие личности обучающегося, формирование у него заданных ценностных ориентиров. В.А. Разумный обозначает задачу новой системы образования следующим образом – «дать устойчивое представление о смысле бытия на уровне науки, искусства, веры в их органическом единстве, а точнее – в синтезе».

Современные университеты обязаны нести в себе российскую уникальность и региональное своеобразие, основу которых всегда составлял гуманизм. Становясь региональными центрами образования, культуры и науки, университеты могут гармонично соединить образовательную деятельность и научные исследования по проблемам социально-экономического и культурного развития региона. Региональная направленность научных разработок, их целевая востребованность и скорейшее внедрение позволят в кротчайшие сроки выполнить основную задачу модернизации российской экономики, прорыва страны в различных сферах хозяйствования.

Развитие университетов как нового типа учебных заведений предусматривает различные формы интеграции разнопрофильных учебных заведений общего, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, а также научно-исследовательских институтов, базовых предприятий и организаций в регионе. В рамках деятельности университета могли бы разрабатываться сопряженные программы разных уровней, обеспечивающие реальное многообразие образовательных возможностей, преемственность, непрерывность и высокое качество подготовки специалистов. При этом преимущественное внимание будет уделено региональным задачам: осуществлять основное, высшее и послевузовское профессиональное образование на основе сквозных вариативных многоуровневых программ для системы непрерывного образования «школа-вуз» по приоритетным для региона направлениям подготовки кадров; осуществлять многопрофильную подготовку специалистов с выдачей двух-трех дипломов; организовывать повышение квалификации и переподготовку специалистов для предприятий и организаций региона по наукоемким направлениям на уровне наиболее значимых достижений науки, высоких технологий промышленного производства, культурных традиций региона.

К сожалению, современное региональное образование, как правило, слабо соответствует основным направлениям развития производства и сферы услуг в регионе. Особую актуальность данная проблема приобретает в наукоградах, имеющих ясную социально-экономическую направленность в своей деятельности. Поэтому создание Исследовательского университета устойчивого развития сельских территорий им. И.В. Мичурина (далее Университет) в Мичуринске выступает как связанный с проблемами региона процесс, цель которого поиск такой силы, которая обеспечила бы условия динамичного устойчивого развития сельских территорий региона. Интеграция разнопрофильных и разноуровневых учреждений позволит взаимно сориентировать направления социально-культурного и научно-производственного развития региона и направления фундаментальной и профессиональной подготовки. Интеграция аграрного и педагогического образования примирит два противоположных взгляда: технолого-экономический (прагматический, рациональный) и социальный (иррациональный). В результате будут созданы уникальные инновационные технологии обучения, на основе взаимопроникновения знаний обогатится содержание образования, педагогические исследования приобретут профессионально ориентированный характер в специфике и в соответствии с потребностями региона. Это позволит создать в регионе свою научную школу по педагогике, базирующуюся на идее: «образование для устойчивого развития сельских территорий». Внедрение и распространение педагогических инноваций во всей региональной системе образования, на всех уровнях и этапах, открывает перспективы подготовки инновационного кадрового потенциала: специалистов и педагогов нового поколения, способных воспринимать проблемы образования как основу жизнедеятельности, видеть свою причастность к судьбе собственного региона. Огромное значение в данном аспекте играет создание на базе Университета Центра повышения квалификации и переподготовки сельских специалистов в области образования.

В российской глубинке, особенно в селах, образовательные учреждения являются порой одним из немногих очагов культуры. Интеграция педагогического и аграрного образования способствует активизации социально-культурных процессов на селе, духовному развитию жителей села на основе деятельности созданных на базе университета Центра социально-культурной реконструкции села, Центра по работе с одаренными сельскими детьми, Центра подготовки и переподготовки кадров для устойчивого развития сельских территорий, Информационно-логистического центра обеспечения сельских территорий, Центра экологической реконструкции села. Единая информационная база позволит реализоваться столь значимому для села явлению открытости образования: сделать его вседоступным и гибким, приблизить участников образовательного процесса, создать возможность для индивидуального обучения как молодежи, так и зрелых жителей.

Необходимо повсеместно использовать опыт Мичуринского государственного аграрного университета по реализации модели системы инновационной довузовской подготовки на базе проуниверситетских классов из сельских школ. Создание же Университета в Мичуринске на основе интеграции образовательных учреждений разного профиля и уровня подготовки специалистов для села позволит расширить и квалификационно систематизировать данную модель, создав в регионе единый университетский округ.

Сокращение сроков обучения, непосредственное участие школьников в научно-исследовательских и инновационных проектах университета даст возможность заинте-ресовать талантливую молодежь продолжить образование в объединенном университете по тем направлениям, которые считаются приоритетными в научно-технологической политике региона, а затем вести трудовую деятельность в научных и производственных коллективах, с которыми связано их профессиональное становление. Созданная таким образом целостная довузовская система подготовки будет направлена на развитие у сельских школьников чувства любви к своей малой родине, желанию вернуться в родное село по окончании обучения с целью возродить его, реализовать свои профессиональные цели в условиях родной деревни.
На повышение престижности сельскохозяйственных профессий, формирование у молодежи мотивации к труду на селе, пропаганду привлекательного имиджа сельского труженика (хозяина), развитие предпринимательского духа среди студенчества и молодых специалистов будет направлена деятельность созданных на базе объединенного университета Центра содействия трудоустройству и адаптации на селе, Центра непрерывного аграрного образования.

Важнейшим условием эффективности образования в современных условиях, особенно в специфике непостоянной временной занятости специалистов на селе, являются его долгосрочные эффекты. Многопрофильная подготовка кадров для села в этом случае дает возможность получения дополнительных рабочих профессий на базе колледжей, повышает профессиональную адаптивность выпускников, подготовленных в Университете. Объединение позволит достигнуть многообразия в образовании, обеспечив преемственность различных видов образовательной деятельности под единым руководством. С этих позиций необходимо создание в Университете Центра стратегических исследований в АПК, который бы занимался разработкой единой агрообразовательной политики в регионе на основе составления регионально-отраслевого прогноза потребностей в кадровых ресурсах.

Реализация единой региональной политики потребует новых механизмов принятия решений, основанных на общественном диалоге научно-педагогических и профессиональных сообществ, согласованных не только с руководством, но и со всеми участниками образовательного процесса данной территории: ассоциацией работодателей, ассоциацией родителей, ассоциацией преподавателей, советом ректоров, управлением образования и администрацией области, районов, города. Это позволит обеспечить опережающую подготовку кадров, опираясь на стратегические планы развития экономики региона. В этой связи партнерство региональных сообществ предполагает ресурсную поддержку образовательной деятельности в форме контрактного обучения, образовательного кредита, социальной поддержки молодых специалистов на селе и т.п.
Однако необходимо, чтобы такой же равноправный и взаимозаинтересованный диалог осуществлялся и на уровне руководства государства. К сожалению, в настоящее время в России действуют две противоположные тенденции: стремление регионов выделить и утвердить свои региональные особенности и желание центра сблизить интересы, сгладить противоречия, соединить усилия. Сама система управления образованием для кадрового обеспечения села характеризуется ведомственной разобщенностью на федеральном, региональном и местном уровнях. В настоящее время решение отдельных задач социально-экономической и образовательной инфраструктуры села рассредоточено по различным федеральным, региональным и муниципальным программам, а между министерствами и ведомствами, ответственными за их реализацию, отсутствует должная координация. Создание Исследовательского университета устойчивого развития сельских территорий им. И.В. Мичурина, передача его в ведомство Министерства сельского хозяйства позволит устранить эту проблему.

Инновационная деятельность – обязательная составляющая Исследовательского университета. В настоящее время на базе МичГАУ создан и действует целый ряд инновационных структур, образующих сетевую инфраструктуру аграрного образования в регионе (Региональный Информационный центр «Россия-Европа: Биотехнологии сельского хозяйства», 8 научно-образовательных центров, Центр коллективного пользования научным оборудованием, лаборатория нанотехнологий в сельском хозяйстве, орган по сертификации пищевой продукции и кормов, ряд научно-исследовательских и научно-испытательных лабораторий, 13 малых инновационных предприятий, студенческий бизнес-инкубатор, Центр качества образования, институт дополнительного профессионального образования и содействия трудоустройству). Университетом совместно с Учреждением Российской Академии наук Институтом биохимии им. А.Н. Баха РАН и Пущинским государственным университетом образован консорциум по выполнению и реализации инновационных разработок в области сельскохозяйственных, агробио- и пищевых технологий. МичГАУ является одним из основных разработчиков идеи создания агротехно-парка «Мичуринский» - научного и делового центра, характеризующегося высокой концентрацией исследовательских и инновационных предприятий, решающего координации бизнеса и науки. Все это позволило Мичуринскому государственному аграрному университету, единственному из аграрных вузов страны, выиграть в конкурсе по отбору программ развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Нами была представлена программа «Создание инновационной инфраструктуры для развития сельского хозяйства, агробио- и пищевых тех-нологий». Реализация программы позволит обеспечить качественно новый уровень интеграции науки, образования и бизнеса, будет способствовать созданию безопасных для здоровья человека продуктов и их выведению на рынок.

Перспективно-оптимальная модель формирования инновационных кадров для устойчивого развития сельских территорий на основе интеграции научно-производственно-образовательного потенциала учреждений Мичуринска-наукограда РФ.

Рисунок - Перспективно-оптимальная модель формирования инновационных кадров для устойчивого развития сельских территорий на основе интеграции научно-производственно-образовательного потенциала учреждений Мичуринска-наукограда РФ.

Наукоемкость образовательного процесса в условиях Исследовательского университета затронет и подготовку кадров среднего звена, придав ему инновационный характер.

Подготовка и выпуск на интегрированной основе Исследовательского университета специалистов АПК позволит значительно повысить их квалификационный уровень. Ведь, в конечном счете, цель всех этих преобразований в том, чтобы выпускники университета и уже работающие в сфере АПК специалисты чувствовали свою востребованность, видели профессиональную перспективу и возможность для самореализации.

Источник - ВЕСТНИК МИЧГАУ, научно-производственный журнал, 2010, № 1,  Печатная версия.

© 2024 Образовательный портал Тамбовской области