РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПОДВОРЬЯХ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

А.Н. Квочкин, Д.А. Милованов

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия


Личное подсобное хозяйство можно определить как форму деятельности по производству или переработке сельскохозяйственной продукции, основанную на принципах самоорганизации (самозанятости) с целью самообеспечения населения продуктами питания или получения дополнительных доходов домохозяйства от реализации полученной продукции на свободном рынке.

ЛПХ  это одна из наиболее древних и в то же время устойчивых форм организации сельскохозяйственного производства. Как показывает история, она наиболее быстро и активно трансформируется под влиянием факторов внешней среды, способна быстро сокращаться или, напротив, наращивать объемы предложения с учетом складывающейся экономической, политической  и социальной ситуации.

Динамика развития ЛПХ в годы последних реформ характеризовалась расширением объема производства в этом секторе, что было обусловлено:

•    снижением уровня занятости в АПК;
•    финансовыми проблемами в секторе и массовым банкротством сельскохозяйственных предприятий;
•    низким уровнем зарплат в сельскохозяйственном производстве.

Личные подсобные хозяйства населения имеют ряд особенностей, которые отличают его от других форм хозяйствования на селе. Вопервых, ЛПХ не являются формой предпринимательской деятельности, не нуждаются в государственной регистрации, а доход, получаемый от продажи излишков продукции, не облагается налогом. Вовторых, ЛПХ  это вид самоорганизованной хозяйственной деятельности с целью удовлетворения личных потребностей и потребности семьи в продуктах или дополнительных доходах.

В качестве еще одного отличия ЛПХ от иных форм ведения сельскохозяйственного производства иногда выделяется характер труда и занятости. В дореформенный период труд на личных подворьях для сельского жителя, хотя и был круглогодичным, но являлся вторичной формой занятости и осуществлялся вне периодов основного рабочего времени (утренние, вечерние часы, нерабочие выходные и праздничные дни), а также был ориентирован на использование труда неработающих членов семьи, пенсионеров и детей, что для последних являлось, и не в последнюю очередь, элементом трудового воспитания, а для пенсионеров  фактором, повышающим их социальный статус и в семье, и в сельском сообществе в целом.

В настоящее же время личное хозяйство для многих селян становится основной (первичной) формой занятости.

Условно современные личные подсобные хозяйства населения можно разделить на три группы: хозяйства потребительского типа (мелкие), потребительскотоварные (средние), преимущественно товарные (крупные). Хозяйства потребительского типа используют трудовой потенциал семьи и ориентированы на производство продукции для удовлетворения потребности семьи. Хозяйства потребительскотоварного типа используют трудовой потенциал семьи и реализуют излишки произведенной продукции на рынке. Преимущественно товарные хозяйства, наряду с использованием трудового потенциала семьи, могут привлекать наёмный труд в незначительных объемах. Основной объем произведенной в этих хозяйствах продукции идет на продажу.

Исследования, проведенные ВНИЭТУСХ, дают основания считать, что в настоящее время из 16 млн. ЛПХ страны, как минимум, 56% являются товарными, 6070% сельскохозяйственной продукции которых реализуется на рынке.  В результате семейный бюджет в таких ЛПХ на 7080% формируется за счет производственной деятельности в собственном подворье.

О возросшей роли ЛПХ на Тамбовщине сегодня можно судить по статистическим данным об их вкладе в общий объем производства продукции сельского хозяйства области (таблица 1).

Таблица 1 - Удельный вес хозяйств населения Тамбовской области в общем объеме производства продукции сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах; в процентах от хозяйств всех категорий)

Годы Отрасли и производства

1991

1998

1999

2000

2003

2005

2007

2009

Продукция     сель­ского хозяйства

34,5

58,6

56,3

55,5

53,5

52,0

43,2

43

-продукция расте­ниеводства

40,2

50,8

55,4

43,0

43,3

37,5

29,5

27,1

-продукция       жи­вотноводства

30,9

49,2

44,6

74,9

73,0

77,7

77,3

74,8

Картофель

86,8

91,2

92,0

99,2

99,1

98,8

96,9

89,5

Овощи

58,7

79,6

77,0

92,7

91,2

92,7

91,8

88,4

Плоды и ягоды

44,6

39,8

40,2

56,8

40,8

42,1

61,1

58,9

Мясо (в живом весе)

28,5

56,9

59,4

82,2

80,2

82,9

82,5

83,8

Молоко

23,9

48,3

49,7

62,7

63,9

70,8

76,6

75,9

Яйца

29,6

30,1

29,5

38,3

33,7

36,4

57,8

57,3

Шерсть

34,7

55,0

56,9

88,9

89,9

90,1

90,4

90,

В годы реформ, при резком падении объемов сельскохозяйственного производства в общественном секторе, доля ЛПХ в общем объеме производства значительно возросла и превысила половину. И несмотря на то, что это не компенсировало, да и не могло компенсировать, общие объемы производства сельскохозяйственной продукции как в России в целом, так и в Тамбовской области в частности, но сыграло важную роль в относительной стабилизации продовольственного обеспечения населения и, кроме того, предотвратило еще более резкое падение доходов сельского населения в условиях, когда до 80% сельхозпредприятий оказались финансовонесостоятельными и фактически отказались от выплаты заработной платы, заменив её, в лучшем случае, натуральными выплатами (зерном или другой сельхозпродукцией). Максимальной доли ЛПХ в общих объемах производства сельскохозяйственной продукции достигал в 1998 году (58,6%). В эти годы в сельских подворьях содержалось 470,9 тыс. голов скота и производилось 681,2 тыс. тонн картофеля, 140,6 тыс. тонн овощей, 92 тыс. тонн мяса, 213,8 тыс. тонн молока и другой продукции на 4129,7 млн. рублей, что равнялось 2607134 МРОТ, сложившемуся в 2000 году. Это соотносилось с численностью сельского населения как 4,7 МРОТ на 1 сельского жителя.

Последние годы, несмотря на некоторое относительное уменьшение доли ЛПХ в общих объемах производства сельскохозяйственной продукции роль этого сектора остается значительной. На него приходится более 42% производимой в отрасли продукции. При этом происходит некоторая трансформация роли ЛПХ по отраслям сельскохозяйственного производства. При некотором сокращении доли ЛПХ в объемах производства растениеводческой продукции с 5560% до 2930% доля личных подворий в производстве животноводческой продукции, хотя и незначительно, увеличивается до 77%. При этом следует отметить, что сокращение доли подворий в растениеводстве действительно относительное, так как происходит на фоне масштабного наращивания объемов производства зерна, сахарной свеклы, подсолнечника и ряда других культур в крупных и средних коммерческих сельскохозяйственных предприятиях и фермерских хозяйствах. В то же время объемы производства таких традиционных и наиболее трудоемких видов растениеводческой продукции, как картофель, овощи, плоды и ягоды остаются в ЛПХ достаточно стабильными и высокими.

Так, в 2008 году в тамбовских подворьях сельского населения было произведено 402,7 тыс. тонн картофеля, 125,1 тыс. тонн овощей, 16,6 тыс. тонн плодов и ягод. В сельскохозяйственных предприятиях в этом же году было получено 20 тыс. тонн картофеля, 9,3 тыс. тонн овощей, 9,5 тыс. тонн плодов и ягод соответственно, что составило по картофелю 5% к уровню его производства в ЛПХ, по овощам 7,4%, по плодам и ягодам 57,2%. В ЛПХ под этими культурами было занято 51,4 тыс. га, в то время как в секторе коммерческих предприятий 3,4 тыс. га.

Наиболее существенный прирост в ЛПХ за годы реформ произошел по отраслям животноводства. Производство в этой отрасли практически всех видов продукции переместилось в личные подворья населения. Животноводство, особенно молочное скотоводство, практически полностью исключено из хозяйственной деятельности не только отдельных сельскохозяйственных предприятий, но и ряда районов области. На сегодня в личных подворьях населения содержится 115,7 тыс. голов крупного рогатого скота (72,45% от общего числа), 42,5 тыс. голов коров (72%), 130,3 тыс. голов свиней (69,9%), 50,2 тыс. голов овец и коз (80,32%). В подворьях населения производится 75,97% молока, 86,74% мяса, 63,03% яиц, 90,8% шерсти от валового объема производства этих видов продукции в области.

На сегодня в ЛПХ производится сельскохозяйственной продукции на 14437,87 млн. рублей. Если сопоставить этот объем производства с принятым в России минимальным размером оплаты труда (4330 руб.), то это соответствовало бы занятости 277865 человек в течение одного года, а если соотнести объем производства ЛПХ со среднемесячной заработной платы работников, занятых в сельскохозяйственном секторе области, то это было бы сопоставимо со 128294 рабочими местами в коммерческих сельскохозяйственных предприятиях. Для справки: в 2008 году в крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях области было занято 14802 человека постоянных работников.

Но сегодня без поддержки федеральной и региональной власти личное подсобное хозяйство, как и сельское хозяйство в целом, развиваться неспособно. Для поддержки и развития ЛПХ в области были приняты и реализуются несколько нормативных документов в рамках государственной программы «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008  2012 годы». Это программа развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов и отраслевая целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 20092011 год».

Причем особое внимание в Тамбовской области уделяется развитию молочного направления животноводства, так как область участвует в пилотном проекте по развитию семейных молочных животноводческих ферм. В области успешно функционируют 10 кооперативов по заготовке и переработке молока, принимаемого от населения, причем государство субсидирует часть затрат на покупку молока кооперативами, выделяя 2,5 руб. на каждый литр закупленного молока из средств областного бюджета.

В рамках пилотного проекта развития молочного животноводства планируется построить 60 малых семейных молочных ферм на базе крестьянских (фермерских). В 2009 году было построено 6 ферм по 24 коровы в каждой. Затраты на строительство ферм на 70 % субсидировались областным бюджетом. Остальная часть затрат на строительство покрывалась за счет льготного кредита. Кроме того, бюджет принял на себя целый ряд трансакционных расходов, связанных с проектированием, строительством и вводом объектов, а также через районные агентства поддержки малых форм предпринимательства финансирует приобретение коров и нетелей с последующей их передачей в аренду. Таким образом, общий объем поддержки составляет 5,56,0 млн. руб. в расчете на одну ферму.

В 2009 году в Тамбовской области было привлечено малыми формами хозяйствования кредитов на сумму 367,4 млн. рублей, около 25% из которых было оформлено на владельцев личных подсобных хозяйств. Это позволило обеспечить дополнительную занятость около 10 тысяч семей. В области проводится работа по созданию и функционированию сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Их создано 71, в том числе снабженческосбытовых  45, перерабатывающих  4, кредитных  22.

Исторически сложилось разделение труда между ЛПХ и общественным сектором производства. В ЛПХ в основном производилась продукция, составляющая основу потребления, и выращивались наиболее трудоемкие и неэффективные для производства на крупных предприятиях культуры. Такую систему взаимоотношений можно назвать естественной, так как такие связи формировались на протяжении длительного периода времени по мере развития средств производства в общественном секторе и ЛПХ. Также между сельскохозяйственными организациями и личными подсобными хозяйствами населения существуют сознательно организованные связи, которые были заложены непосредственно самим хозяйством и государством и выражались в определенном распределении земли, размере заработной платы, ставок налогов и т.д.

В прошлом долгое время считалось, что личное хозяйство является антиподом общественному сектору производства, что с развитием общественного производства личное непременно должно сокращаться, а его ресурсы переходить в сферу общественного производства. Но опыт показывает, что ЛПХ успешно развивается там, где сельхозпредприятие помогает крестьянину. Задача налаживания интеграционных взаимосвязей ЛПХ с крупными и средними сельскохозяйственными предприятиями сегодня особенно актуальна, так как ее реализация позволит ЛПХ справиться со многими трудностями, возникшими перед ними. И сегодня возникает вопрос, кто возьмет на себя восстановление и развитие интеграционных связей между ЛПХ и общественным сектором производства, каким образом реализовать эти связи с наименьшими моральными и материальными затратами, так как без четкого и согласованного решения этих вопросов интеграционное взаимодействие восстановить невозможно.

На рисунке представлена одна из возможных моделей развития таких интеграционных связей ЛПХ и других малых форм хозяйствования на селе с крупным производством. Показано место, которое занимает личное подсобное хозяйство в системе экономических отношений, а также механизмы государственной поддержки как крупных сельскохозяйственных организаций, так и малых форм хозяйствования. Можно заметить, что устойчивое развитие личных подсобных хозяйств зависит не только от субсидий и дотаций федеральных и региональных бюджетов, но и от развития взаимодействия между общественным сектором в сельском хозяйстве и личными хозяйствами населения, причем взаимодействия выгодного как для сельхозпредприятий, так и для ЛПХ. Существенную роль в эффективности и устойчивом функционировании ЛПХ играет создание и развитие сельскохозяйственных кооперативов.

Роль личных подворий населения и их влияние на социальную и экономическую жизнь в перспективе, по нашему мнению, будет возрастать. Во многом это обусловлено тем положительным эффектом, который оказывают личные подсобные хозяйства, прежде всего, на уровень самозанятости сельского населения и увеличение доходов сельских домохозяйств. В результате повышается стабильность сельского общества, происходит развитие среднего класса на селе.

Результатом развития сельских подворий станет выполнение ими следующих функций:

•    обеспечение продовольствием населения России, прежде всего в наиболее трудоемких секторах производства;
•    обеспечение достойного уровня доходов сельского населения;
•    снижение социальной напряженности на рынке труда и решение ряда социальных проблем сельского развития.

Личные хозяйства являются на сегодня той средой, из которой может сформироваться сельская предпринимательская прослойка не только в производстве, но и в переработке, хранении и реализации продукции. При реформировании неплатежеспособных крупных и средних сельскохозяйственных предприятий большая часть их материальнотехнических, земельных и трудовых ресурсов может перемещаться в малые формы хозяйствования на селе, в том числе и в ЛПХ, которые возьмут на себя селообразующие функции. Но все это возможно только при целевой государственной поддержке и осуществлении государственных программ развития личных подворий сельского населения, развитие сельской кооперации и более тесной интеграции ЛПХ со средними и крупными сельскохозяйственными производителями, а также развитие первичной переработки, системы хранения и сбыта продукции на базе потребительской и производственной кооперации ЛПХ.

Интеграционная модель регулирования ЛПХ

Литература

1.    Копач К.В. Личное подсобное хозяйство сельского населения и его интеграция с общественным производством, М: ВНИЭТУСХ. – 2000.
2.    Милосердов В.В. Аграрная реформа: необходимость перемен. // Сб. научных трудов международной юбилейной конференции «Региональная экономика: стабилизация и развитие».М.,2000, т.1.
3.    Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. Избранные труды, М. Экономика, 1989.
4.    Проблемы формирования среднего класса в российской деревне: Материалы Всероссийского семинарасовещания 23 апреля 2009г.  Мичуринск: Издво Мичуринского госагроуниверситета. – 2009. – 142 с.
5.    Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" [Электронный    ресурс].    –    Режим    доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/show/10905.266.htm — Загл. с экрана.
6.    Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. N 446
"О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохо
зяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008  2012 годы" [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://law7.ru/legal2/se12/pravo12000/index.htm — Загл. с экрана.
7.    Отраслевая целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 20092011 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/file_document/show/10712.266.htm — Загл. с экрана.
8.    Сельскохозяйственная деятельность хозяйств населения Тамбовской области. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области.  2009. – 74 с.

Источник  ВЕСТНИК МИЧГАУ, научнопроизводственный журнал, 2010, № 1,  Печатная версия.

© 2024 Образовательный портал Тамбовской области