ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ОТРАСЛИ САДОВОДСТВА

С.Н. Воропаев

Управление сельского хозяйства Тамбовской области, г. Тамбов, Россия

И.А. Минаков, А.И. Трунов

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия

Развитие садоводства в Российской Федерации обусловлено, главным образом, причинами организационно-экономического порядка, которые создали неблагоприятные предпосылки для привлечения в отрасль инвестиций, необходимых для постоянного возобновления насаждений, укрепления материально-технической базы, освоения перспективных технологий. Недостаточный приток ресурсов на протяжении длительного периода заметно сдерживает развитие отрасли.

Наиболее существенной причиной экономического характера, препятствующей развитию интенсивного садоводства, являются отсутствие эффективной государственной политики. Вследствие этого за годы аграрных преобразований в садоводстве наметились следующие отрицательные тенденции: уменьшение площади плодовых культур, особенно в сельскохозяйственных предприятиях; концентрация производства плодов и ягод в хозяйствах населения; снижение уровня товарности производства; старение многолетних насаждений в результате уменьшения их закладки; резкое сокращение государственной поддержки садоводства; разрушение материально-технической базы хранения и переработки продукции садоводства в местах ее производства.

За период с 1996 г. по 2008 г. валовой сбор плодово-ягодной продукции в хозяйствах всех категорий сократился с 3,0 до 2,4 млн.т, или на 20%, в сельскохозяйственных организациях - с 633 до 464 тыс.т, или на 26,7%. Основными производителями фруктов стали хозяйства населения. Их доля в структуре производства составляет 79,0%. Уровень товарности садоводства в них очень низкий (менее 20%). Они поставляют на продовольственный рынок только излишки своей продукции.

Решить проблему снабжения населения нашей страны плодово-ягодной продукцией можно только за счет возрождения промышленного садоводства, концентрации его в специализированных хозяйствах. Основной причиной, сдерживающей развитие отрасли остается несовершенство системы государственной поддержки садоводства, которая ведет к потери инвестиционной привлекательности производства плодово-ягодной продукции из-за высокой капиталоемкости отрасли. Именно она в значительной степени определяет уровень развития садоводства. От ее уровня в первую очередь зависят площади закладки садов и ягодников, раскорчевки старых, самортизированных многолетних насаждений.

Проведенная сравнительная экономическая оценка инвестиционных проектов свидетельствует о том, что все они имеют достаточно высокий уровень эффективности, который позволяет вести расширенное воспроизводство (табл. 1).

В годы аграрных преобразований наблюдалась негативная тенденция к сокращению финансирования капитальных вложений на закладку и выращивание садов и ягодников из бюджета, что привело к уменьшению площади посадок. В условиях рыночных отношений сельскохозяйственные предприятия не заинтересованы направлять собственные средства на развитие садоводства, так как срок их окупаемости составляет 6-9 лет. Поэтому без бюджетного финансирования садоводство не получит развития в сложившихся условиях. В 2009 г. из федерального бюджета компенсируется 30 тыс. руб. затрат на закладку 1 га обычных садов и ягодников и 100 тыс. руб. на закладку 1га интенсивных насаждений (количество растений на 1га должно быть более 1500 шт.), 4 тыс. руб. затрат по уходу за 1 га молодых (неплодоносящих) насаждений.

Таблица 1 - Сравнительная экономическая оценка инвестиций на закладку и выращивание плодовых насаждений

Наименование показателя

Схемы размещения плодовых деревьев, м

4,5х1,5

5х2

5х3

6х4

Количество плодовых деревьев на 1 га, шт.

1500

1000

666

416

Срок эксплуатации сада, лет

15

20

20

25

Начало товарного плодоношения, год

4

5

5

6

Капитальные        вложения        по        закладке яблоневого сада   на 1 га, тыс. руб.

580

380

210

150

Капитальные   вложения по уходу за молодым садом на 1 га, тыс. руб.

180

180

180

150

Капитальные   вложения - всего на 1 га сада, тыс. руб.

760

560

390

300

Урожайность насаждений, ц/га

350,0

270,0

220,0

200,0

Чистая    дисконтированная    стоимость,    тыс. руб.

1218,4

1170,9

1116,4

961,5

Срок окупаемости инвестиций, лет

6

8

8

9

Индекс рентабельности

3,1

5,0

7,9

10,8

Внутренняя норма рентабельности, %

24,3

28,2

36,8

38,3

В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 -2012 годы на указанные цели предусмотрено 3181,2 млн.руб. С целью стимулирования увеличения закладки многолетних насаждений размер субсидий с каждым годом увеличивается: 2008 г. - 351,2, 2012 - 885 млн. руб. Кроме того, часть затрат компенсируется из бюджетов субъектов Российской Федерации. Так, в Тамбовской области на закладку 1га обычного сада компенсируется 2,7 тыс. руб., на закладку интенсивного сада -8,8 тыс. руб. затрат и по уходу за 1 га молодых насаждений - 0,4 тыс. руб. Однако эти компенсации составляют не более 45 - 55% фактических затрат.

В 2009 году резко сократилась государственная поддержка садоводства из областного бюджета. Так, в 2008 году на закладку 1 га обычного сада компенсировалось 30 тыс. руб., на закладку интенсивного сада - 80 тыс. руб. затрат и по уходу за 1 га молодых насаждений соответственно -10 и 20 тыс. руб., на раскорчевку 1 га старых (самортизированных) садов и подготовку почвы - 45,8 тыс. руб. затрат. В результате чего площадь закладки многолетних насаждений уменьшилась с 459 до 347 га, или на 24,4%.

Решение сложной задачи усовершенствования государственной поддержки позволит увеличить объемы ежегодной закладки садов, выхода качественной валовой продукции с 1 га земельной площади, что будет способствовать обновлению основных фондов предприятия и улучшению финансового климата в отрасли, а следовательно, будет обеспечена продовольственная безопасность страны и здоровая конкуренция с импортной продукцией (в странах Евросоюза субсидии со стороны государства составляют 70-75% затрат отрасли).

Поэтому с целью стимулирования закладки садов, особенно интенсивного типа, необходимо не только увеличить размер компенсационных выплат, но и дифференцировать их величину с учетом плотности посадки деревьев и уровня интенсивности производства.

Для этого нами были разработаны предложения по совершенствованию государственной    поддержки    садоводства,    которые    предусматривают дифференцированный подход к определению величины компенсационных выплат на закладку плодовых культур и уход за ними до вступления в пору плодоношения с учетом схем посадки и плотности насаждений. При этом учитывали существующую систему субсидирования, опыт функционирования специализированных предприятий отрасли и мировой опыт развития садоводства (табл. 2).

Таблица    2    -    Предлагаемая    система    субсидирования    закладки,    уходных    работ и раскорчевки плодовых насаждений

Плотность

насаждений,

дер./га

Схемы

посадки,

м

Затраты, согласно

интенсивной технологии,

тыс. руб./га

Ставка субсидий, тыс. руб./га

плановые

фактические

существующая (2009 год)

предлагаемая

Закладка многолетних насаждений

до 500

7х4; 6х4

120

90

30

30

от     500     до 1500

6х3; 5х3; 5х2

360

270

180

свыше 1500

4,5х1,5; 4,5х1

580

420

100

290

Уход за молодыми насаждениями

до 500

7х4; 6х4

30

20

4

4

от     500     до 1500

6х3; 5х3; 5х2

45

32

9

свыше 1500

4,5х1,5; 4х1,5

60

47

12

Раскорчевка старых насаждений

до 500 (на

семенном подвое)

7х4; 6х4

60

58

-

60

свыше 500 (на

клоновом подвое)

6х3;

5х3;

5х2; 4х1,5; 4х1,5

40

данные отсутствуют

40

В разработанной системе субсидирования садоводства размер компенсационных выплат по закладке и уходу за молодыми насаждениями до вступления их в товарное плодоношение определяется уровнем интенсивности производства плодов. Так, в садах с плотностью насаждений до 500 дер./га размер компенсации по их закладке составит 30 тыс. руб./га и по уходу за ними до вступления в плодоношение – 4 тыс. руб./га, а в садах с плотностью насаждений на 1 га более 1500 деревьев они достигнут, соответственно, 290 и 12 тыс. руб.

Во многих садоводческих хозяйствах из-за отсутствия материально-денежных средств не раскорчевываются старые, самортизированные сады. В результате чего значительная часть земельной площади не используется в сельскохозяйственном производстве. Поэтому предлагаем полностью компенсировать затраты на раскорчевку этих насаждений.

Предложенная дифференцированная система субсидирования отрасли будет способствовать раскорчевке старых насаждений и закладке интенсивных садов, а следовательно, росту экономической эффективности производства плодов.

Литература

1.    Минаков, И.А. Возрождение промышленного садоводства в России [Текст] / И.А. Минаков // АПК: экономика, управление.- 2007.- №6.
2.    Трунов, А.И. Создание высокопродуктивных интенсивных садов - главное направление интенсификации плодоводства [Текст] / А.И. Трунов // Аграрная наука - сельскому хозяйству: сборник статей: в 3 кн./ V Международная научно-практическая конференция (17-18 марта 2010 г.).- Барнаул: Изд-во. АГАУ.- 2010.- Кн. 2.- 0,35 авт. п.л.
3.    Минаков, И.А., Воропаев, С.Н. Перспективы развития рынка плодово-ягодной продукции в Российской Федерации [Текст] / И.А. Минаков, С.Н. Воропаев // АПК: экономика, управление.- 2010.- №4.

Источник  ВЕСТНИК МИЧГАУ, научнопроизводственный журнал, 2010, № 1,  Печатная версия.

© 2024 Образовательный портал Тамбовской области