О.В. Чепик
Рязанский государственный агротехнологический университет, г. Рязань, Россия
В России создание информационно-консультационной службы (ИКС) началось с 1993 года, когда Минсельхозпрод России в лице Главного управления науки и технического прогресса «сориентировал» Всероссийский институт инновационных проблем и маркетинга (ВНИИМ - бывший Центр НОТ) на эту проблематику и стал финансировать разработки по развитию ИКС. Система российской ИКС трехуровневая (рис.1). ИКС является составляющей проекта АРИС, которая включает и Систему информации о рынке.
Особую роль в становлении информационно-консультационной службы в России играет Федеральная коммуникационная сеть передачи информации. На созданном им сайте для специалистов ИКС, сельхозтоваропроизводителей и органов управления АПК размещается оперативная информация по ценам, правовая информация, сведения о выставках, семинарах, ярмарках. На сайте ведутся специальные ТВ-страницы ИКС и Головного информационно-консультационного центра. Главная задача состоит в повышении роли главного вычислительного центра, в формировании открытой распределенной компьютерной системы передачи информации, в организации более эффективной его работы по формированию и поддержке федеральных баз и банков данных, обеспечении единой технической политики и формированию программного обеспечения отрасли.
В ИКС всех уровней работает более 1000 консультантов, оказывающих всестороннюю помощь сельхозтоваропроизводителям. Особое внимание уделяется таким вопросам, как освоение новых технологий, восстановление экономики неплатежеспособных хозяйств, реформирование сельскохозяйственных предприятий, маркетинг, менеджмент, бизнес-планирование, и другим, связанным с процессами рыночных преобразований.
Анализ и опрос специалистов сельскохозяйственных предприятий о деятельности информационно-консультационной служб показывает, что больше всех консультационные услуги оказывают специалисты районных ИКС, органов управления АПК и региональных ИКС (90-95 % от общего объема оказываемых услуг). Необходимо отметить неоправданно низкий уровень участия в информационно-консультационной деятельности научно-исследовательских организаций и вузов – всего около 2-3 % от всего объёма.
Практический опыт показал, что пользователями услуг ИКС являются:
– коллективные хозяйства – 50-60 %;
– крестьянские (фермерские) хозяйства – 15-20 %;
– органы управления АПК – 10-12 %;
– частный сектор (ЛПХ) – 10-15 %;
– кооперативы и мелкие предприятия – 10-15 %.
Проведённые научные исследования свидетельствуют о том, что формирование информационно-консультационной службы непосредственно связано с природно-экономическими особенностями региона, структурой и специализацией производства. Служба взаимосвязана с организационно-экономическим, техническим и технологическим уровнем развития сельскохозяйственных предприятий региона. С учетом этих факторов должны формироваться структура, функции и задачи информационно-консультационной службы региона.
В современных рыночных условиях хозяйствования, когда значительно снизилась управляемость агропромышленным производством, важное значение имеют сложившиеся системы управления в регионе. С учетом структуры регионального управления АПК будет определяться характер и тип информационно-консультационной службы.
При этом определённое значение имеет сложившееся отношение властных структур, производственной и научно-технической сферы АПК к данной службе.
Важное значение в процессе формирования и деятельности информационно-консультационной службы имеет наличие научно-технического потенциала в регионе:
– степень развития инновационной деятельности;
– количество научных и образовательных организаций;
– степень оснащенности научных и образовательных организаций материально-техническими ресурсами и кадрами;
– возможность и готовность подготовленных кадров принять участие в формировании и деятельности службы.
Анализ деятельности региональных информационно-консультационных служб, созданных в России, позволяет сделать следующие выводы, имеющие важное значение с точки зрения их дальнейшего развития:
1. В различных регионах становление и развитие ИКС происходит разными путями в зависимости от степени поддержки местными властями, понимания ее задачи и оценки запросов сельхозтоваропроизводителей;
2. Все региональные ИКС в недостаточной степени уделяют внимание расширению круга пользователей своих услуг, многие региональные ИКС недостаточно внимания уделяют личным подсобным хозяйствам, садоводам-огородникам, производящим большую часть сельскохозяйственной продукции;
3. Региональные ИКС уделяют недостаточное внимание расширению номенклатуры своих услуг, недостаточно активно участвуют в разработке и реализации региональных и муниципальных программ по устойчивому развитию сельских территорий, финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, развитию сельской кооперации и интеграции, трансферта технико-технологических инноваций, страхованию сельскохозяйственной деятельности, обеспечению альтернативной занятости и повышению доходов сельского населения;
4. Региональные информационно-консультационные службы плохо оснащены современными средствами связи и компьютерами, недостаточно используют федеральные базы данных, практически не разрабатывают свои базы данных, которые бы учитывали особенности местного сельского хозяйства;
5. В работе региональных ИКС отсутствует четко выстроенный мониторинг развития сельхозтоваропроизводителей, позволяющий службам оперативно осуществлять подготовку предложений по удовлетворению их запросов;
6. Региональные ИКС нуждаются в государственной финансовой поддержке. Недостаточное бюджетное финансирование вынуждает ИКС не только резко сузить набор услуг, но и оказывать их крайне ограниченному кругу потребителей.
В заключение следует отметить, что имеются многочисленные примеры результативной работы информационно-консультационных служб как на региональном, так и на районных уровнях. Важно констатировать, что ИКС состоялась, востребована и оказывает значительное влияние на ускорение научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе.
Литература
1. Ушачёв И.Г.,Трубилин И.Т.,Оглоблина Е.С.,Санду И.С. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России./ Ушачёв И. Г. и др.- М.: КолосС, 2007.– 635с.
2. Баутин, В.М. Информационно-консультационная служба агропромышленного ком-плекса России. /В.М. Баутин, В.В. Лозовский. – М.: Колос, 1996. – 442 с.
3. Баутин, В.М. Инновационно-инвестиционная деятельность в рамках ИКС /В.М. Бау-тин, В.В. Лазовский. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. – 82 с.
Источник ВЕСТНИК МИЧГАУ, научнопроизводственный журнал, 2010, № 1, Печатная версия.