Е.Ю. Соколова
ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», Мичуринск, Россия
Необходимость исследования государственного регулирования аграрной сферы обусловлена тем, что сельское хозяйство, в силу своей специфики не может существовать без поддержки государства. Государственное регулирование АПК следует рассматривать как экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно - техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.
Система налогообложения является важнейшим инструментом участия государства в регулировании и поддержке сельского хозяйства, обеспечении устойчивости развития производства и сельской местности.
Рассмотрим основные мероприятия по улучшению государственного регулирования сельского хозяйства за счет совершенствования налогообложения.
В первую очередь мы считаем целесообразным предложить механизм выбора эффективной системы налогообложения. После проведения глубокого статистического анализа сельскохозяйственных организаций Тамбовской области за 2006-2008 гг. наша задача состоит в том, чтобы по результатам изучения множества характеристик сельскохозяйственного предприятия отнести его к одной из двух групп:
1 Группа - сельскохозяйственные предприятия, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога и при этом получающие прибыль.
2 Группа - сельскохозяйственные предприятия, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, но при этом получающие убыток.
В качестве группирующей переменной выбран показатель «получено прибыли на 1 га с/х угодий, тыс. руб.». В качестве независимых переменных выбраны остальные переменные, характеризующие деятельность предприятия.
Для наглядности рассмотрено конкретное предприятие Тамбовской области со средним уровнем доходности. СХПК «Зеленый Гай» Мичуринского района в 2008 году находился на общей системе налогообложения, получил прибыль в размере 5912 тыс. руб. Выясним, насколько выгоден данному предприятию переход на уплату единого сельскохозяйственного налога.
По результатам регрессионного анализа был проведен дискриминантный анализ с использованием вычислительных средств электронной программы STATISTICA. По таблицам апостериорных вероятностей и расстоянию Махаланобиса СХПК «Зеленый Гай» с вероятностью 97% можно отнести к группе 1. Следовательно, СХПК «Зеленый Гай» целесообразно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Рассмотрим детально денежное выражение преимущества перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога СХПК «Зеленый Гай», которое составило 1587 тыс. руб. (таблица 1).
Выявлено, что построение модели выбора системы налогообложения позволяет создать благоприятные условия для развития экономической деятельности всех субъектов сельского хозяйства.
Следующим направлением совершенствования государственного регулирования является дифференцированный механизм льготного налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей Тамбовской области.
Таблица 1 - Результаты перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога СХПК «Зеленый Гай» в 2008 году
Показатели |
Общая система налогообложения |
ЕСХН |
Денежное выражение доходов предприятия, тыс. руб. |
21088 |
21088 |
Денежное выражение расходов предприятия, тыс. руб. |
14677 |
14677 |
Сумма налога (ов), подлежащих уплате, тыс. руб. в том числе: |
1972 |
385 |
Единый сельскохозяйственный налог |
- |
385 |
Налог на добавленную стоимость |
98 |
- |
Земельный налог |
19 |
- |
Налог на доходы физических лиц |
738 |
- |
Единый налог на вмененный доход |
239 |
- |
Единый социальный налог |
863 |
- |
Водный налог |
15 |
- |
Суммарная разница между режимами налогообложения, тыс.руб. |
158 |
По результатам анализа задолженности по налогам было принято решение объединить районы Тамбовской области в 3 группы. Показателем объединения выступает уровень задолженности по налогам.
В группу I вошли районы, получившие задолженность по налогам в размере, превышающем 20 млн. руб.; в группу II – районы, получившие задолженность до 20 млн. руб.; в группу III – районы, не получившие задолженности по налогам и сборам.
В группе с наивысшим показателем задолженности по налогам наблюдаются самые низкие показатели использования земли, повлекшие снижение уровня урожайности по основным видам культур. В свою очередь, низкий уровень урожайности был получен в тех районах, где преобладают почвы с недостаточным содержанием гумуса и, соответственно, являются менее плодородными.
На основании данной группировки предлагается использовать дифференцированный подход к льготированию налогообложения сельскохозяйственных предприятий районов Тамбовской области. Так как одной из причин высокого уровня задолженности по налогам является недостаточный уровень использования плодородия почв и, как следствие, низкая урожайность, средства, выделяемые бюджетом на финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей, по нашему мнению, следует направлять именно на улучшение качества сельскохозяйственных угодий.
Предлагается предоставлять льготы по уплате задолженности тем районам Тамбовской области, в которых уровень данного показателя в конкретном году превысил рубеж в 20 млн. руб.
Граница в 20 млн. руб. выбрана исходя из того, что это средняя сумма задолженности по налогам и сборам в Тамбовской области на основе анализа ряда показателей последних лет. С течением времени данная граница будет меняться, так как планируемые меры направлены на снижение уровня задолженности по налогам и сборам как отдельно взятого предприятия, так и района в целом. Рассчитывать ее необходимо по сумме задолженности за анализируемый период, продолжительность которого устанавливается опытным путем.
Льготирование должно заключаться в том, что 50% от общерайонной суммы за-долженности по налогам сельскохозяйственные предприятия имеют право не уплачивать. На основании отчетности происходит формирование общей суммы задолженности по району. Если она превышает рубеж 20 млн. руб., то 50% этой суммы не уплачивается, а идет на финансирование мероприятий по повышению плодородия почв в размере, пропорциональном задолженности каждого конкретного хозяйства.
Простое же списание долгов неплатежеспособным предприятиям является не-справедливым и неэффективным. Оно несправедливо по отношению к тем немногим предприятиям, которые все это время исправно платили все обязательные платежи, а неэффективно, поскольку не устраняет причин, вызвавших неплатежеспособность, и возникшая ситуация неизбежно воспроизведется вновь и после списания долгов.
Предложенный механизм льготного погашения задолженности позволит улучшить качество почв - первооснову благосостояния сельскохозяйственных предприятий и, соответственно, повысить урожайность сельскохозяйственных культур, что в будущем должно привести к своевременной уплате налогов и отсутствию задолженности по ним.
Как видно из таблицы 2, суммы льготированной задолженности достаточно для приобретения комплексных удобрений под все основные культуры. Результатом внесения удобрений является получение значительной прибавки урожайности, денежное выражение которой составило 6935 тыс. руб.
Таблица 2 - Результаты реализации методики льготирования задолженности в СХПК «Зеленый Гай»
Показатели |
Значения |
Сумма задолженности по налогам и сборам, тыс. руб. |
11133 |
Сумма льготированной налоговой задолженности, тыс. руб. |
5566 |
Сумма льготированной задолженности, необходимая на приобретение удобрений, тыс. руб. |
5149 |
Норма внесения удобрения (Азофоска), ц/га |
4 |
Количество удобрений, приобретенное на сумму льготирования, ц |
5048 |
Получено дополнительно прибыли от внесения удобрений, тыс. руб. |
6935 |
Следующим направлением повышения эффективности государственного регулирования является совершенствование механизма финансового оздоровления.
При рассмотрении процесса прохождения реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в Тамбовской области выявлено, что в силу кризисного состояния экономики большая часть предприятий Тамбовской области не смогла выполнить условий предоставления реструктуризации задолженности по налогам и сборам. Сам же механизм реструктуризации кредиторской задолженности действительно показал себя как эффективный инструмент финансового оздоровления организаций, но, к сожалению, далеко не все предприятия способны его выдержать.
Анализ системы коэффициентов ликвидности, которые используются при оценке кредитоспособности сельскохозяйственных предприятий, показывает, что в действующей правительственной методике все установленные коэффициенты, их шкала, соотношение минимальных и максимальных коэффициентов не отвечают требованиям объективной оценки различий кредитоспособности сельскохозяйственных предприятий.
Это привело к тому, что большинство хозяйств попадают в одну - две группы, что не позволяет объективно оценить различия в финансовой устойчивости и кредитоспособности различных предприятий.
Для устранения отмеченных недостатков предлагается усовершенствовать шкалу данных показателей с помощью увеличения диапазона между коэффициентами, которые обеспечивают более объективное определение соотношений оценки между анализируемыми хозяйствами.
По существующей шкале коэффициентов сумма баллов соответствует третьему варианту реструктуризации долгов. Сельскохозяйственным товаропроизводителям, отнесенным к третьей группе финансовой устойчивости, предоставляется отсрочка погашения долга на 6 лет с последующей рассрочкой погашения долга в течение 5 лет. При расширении границ значений коэффициентов это же предприятие попадает в пятую группу финансовой устойчивости. Сельскохозяйственным товаропроизводителям, отнесенным к пятой группе финансовой устойчивости, предоставляется отсрочка погашения долга на 7 лет с последующей рассрочкой погашения долга в течение 6 лет.
Выгода от изменения границ коэффициентов очевидна, и для СХПК «Зеленый Гай» составляет 680,4 тыс. руб. ежегодно.
Опираясь на вышеизложенное, предлагается увеличить различия между максимальным и минимальным значениями коэффициентов для отнесения сельскохозяйственных товаропроизводителей к группам финансовой устойчивости в среднем в 10 раз, что позволит получить более равномерное размещение хозяйств по группам устойчивости и кредитоспособности, а это полностью отвечает требованиям методики статистических группировок.
Таким образом, денежное выражение эффекта от предложенных мероприятий по повышению эффективности функционирования сельскохозяйственных мероприятий составит 12 млн. руб. (таблица 3).
Таблица 3 - Суммарные результаты от реализации предлагаемых мероприятий по совершенствованию налогового регулирования в сельскохозяйственном производстве
№ |
Мероприятие |
Результат |
1 |
Льготирование кредиторской задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей, тыс. руб. |
6935 |
2 |
Расширение границ максимальных и минимальных значений коэффициентов оценки кредитоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей, тыс. руб. |
3402 |
3 Выбор варианта налогового режима, тыс. руб. |
1587 |
|
Итого, тыс. руб. |
11924 |
По итогам проведенного исследования необходимо отметить, что выгода от при¬менения данных мероприятий очевидна и необходимость внедрения их в производство является обоснованной.
Стабилизация в сельском хозяйстве затрудняется еще и тем, что данная сфера даже теоретически не обладает признаками саморегулирования вследствие низкой эла¬стичности спроса и крайне низкой эластичности цен при его общей консервативности и инерционности как производственной системы. Даже устойчиво развивающееся сель¬ское хозяйство в рыночной экономике остается объектом государственной протекциони¬стской политики. Исходя из этого, стабилизация и развитие аграрной сферы, обеспече¬ние продовольственной безопасности Российской Федерации, поддержание экономиче¬ского паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, в частно¬сти, по уровню дохода работников, защита отечественных товаропроизводителей явля¬ются основными задачами государственного регулирования сельскохозяйственного про¬изводства.
Литература
1. Коваленко, Е.Г. Государственное регулирование аграрной сферы экономики России / Е.Г. Коваленко, Т.М. Полушкина // Достиж.науки и техн.АПК. - 2006. - №12. - С.17-19
2. Юсуфов, А.М. Некоторые предложения по оздоровлению финансового состояния сель-скохозяйственных организаций / А.М. Юсуфов, М.И. Исмаилов, З.С. Сеферова // Экономика с.-х. и перераб. предприятий. - 2008. - №7. - С.71-74
3. Хубаев, Т. Налоговый механизм в системе мер финансового оздоровления сельхозтова-ропроизводителей / Т. Хубаев // АПК: экономика, управление. - 2008. - №11. - С.39-40
4. Трясцин, М.М. Финансовое оздоровление агропредприятий: проблемы и пути решения / М.М. Трясцин // Экономика с.-х. и перераб. предприятий. - 2007. - №7. - С.57-59
5. Степаненко, Е. Система налогообложения и ее влияние на финансово - экономическое состояние сельхозпредприятий / Е. Степаненко // АПК: экономика, управление. - 2008. - №6. -С.42-44
Источник ВЕСТНИК МИЧГАУ, научнопроизводственный журнал, 2010, № 1, Печатная версия.