М.Н. Гусева
ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия
Формирование имиджа будущего менеджера осуществляется в образовательном пространстве вуза, включающего в себя не только учебный процесс, но и внеучебную деятельность, осуществляющуюся в культурно-воспитательной среде. Исходя из этого, опытно-экспериментальная работа по внедрению модели формирования имиджа будущих менеджеров в области государственного и муниципального управления в образовательный процесс вуза является многосторонней, реализуется по различным направлениям и предполагает использование инновационного подхода к профессиональной подготовке менеджеров с применением интерактивных форм обучения. Более детальное изучение и освоение последних является особенно актуальным в связи с наличием во всех проектах федеральных образовательных государственных стандартов третьего поколения обязательного условия - использования интерактивных форм обучения (не менее 30% занятий) в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе.
Интерактивные формы обучения представляют собой такую организацию учебного процесса, при котором педагог находится в позиции фасилитатора в процессе активного «взаимодействия студентов с учебным материалом», между собой и с преподавателем [1].
Разработанная нами модель формирования имиджа будущего менеджера была внедрена в образовательный процесс студентов социально-гуманитарного факультета специальности «Государственное и муниципальное управление» и направления подготовки «Менеджмент» Мичуринского государственного аграрного университета.
Современная педагогика включает богатый арсенал интерактивных методов обучения, решающих три основные задачи: познавательную, коммуникативно-развивающую и социально-ориентационную. Основу внедряемой нами модели составляют:
• Работа в малых группах.
• Творческие задания.
• Использование общественных ресурсов (приглашение специалистов - реальных представителей получаемой студентами профессии, экскурсии в органы власти).
• Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (участие в соревнованиях, издание газет, работа в телестудии, подготовка и показ спектаклей, организация и посещение выставок, представления, конференции).
• Разминки.
• Изучение и закрепление нового материала посредством обучающих игр («студент в роли преподавателя», «каждый учит каждого»), а также интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, использование вопросов, сократический диалог, деловые, ролевые, имитационные игры.
• Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», проективные техники).
• Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов»).
• Тренинги (бизнес-тренинги, психологические, личностного роста, креативности и т.д.).
В ходе формирующего эксперимента в рамках реализации модуля предметного расширения были преимущественно использованы групповые интерактивные методы обучения. Как утверждает один из основоположников поведенческих наук и школы человеческих отношений в менеджменте К. Левин, большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповой, а не в индивидуальной работе, и взаимодействие в группе позволяет исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую порождают участники занятия своим сотрудничеством [2].
Наиболее часто используемыми и, по мнению студентов, наиболее эффективными интерактивными методами в процессе формирования имиджа являлись тренинги и игры.
В ходе реализации модели формирования имиджа будущих менеджеров преимущественно использовались тренинги следующих видов:
- Тренинг партнерского общения (коммуникаций), способствующий правильной психологической установке по отношению к партнерам, помогающий овладеть искусством проведения презентаций, переговоров, публичных выступлений.
Данный вид тренинга включает три типа упражнений - упражнения по созданию работоспособности; тренировке коммуникативных способностей; установлению обратной связи.
Упражнения по созданию работоспособности участников группы целесообразно применять на любом тренинге. Они способствуют формированию благоприятной атмосферы в группе, установлению ощущения эмоциональной свободы участников, открытости, дружелюбия, доверия друг к другу и ведущему тренинга.
Упражнения по тренировке коммуникативных способностей дают возможность отработки приемов, способов коммуникации, элементов поведения, включаемых в целостное действие.
Упражнения по установлению обратной связи способствуют стабилизации самооценки участников, актуализации личностных ресурсов, созданию позитивного эмоционального фона работы в группе.
- Тренинг сенситивности, направленный на совершенствование способностей человека понимать других людей и развитие следующих компонентов сенситивности:
• Наблюдательская сенситивность (способность наблюдать за человеком и запоминать его образ и действия).
• Теоретическая сенситивность (способность выбирать и применять теории для интерпретации и предсказания чувств, мыслей и действий других людей).
• Номотетическая сенситивность (способность понимать закономерности мыслей и поступков окружающих).
• Идеографическая сенситивность (способность улавливать своеобразие каждого человека).
Тренинг сенситивности особенно актуален для будущего или молодого специалиста, так как получаемые в процессе занятия умения понимать личностные качества, состояние партнеров и отношения между людьми помогают ему (специалисту) в будущем адаптироваться к новому коллективу и наиболее полно и доступно показывать свои способности.
- Тренинг креативности, направленный на осознание и раскрытие творческого потенциала студентов.
Креативность выступает мощным фактором развития личности будущего менеджера и его профессионального имиджа, определяющим готовность студента изменяться, отказываться от стереотипов. Креативный человек обладает большей привлекательностью в общении. Он притягивает к себе людей, а это является необходимым условием успешной деятельности менеджера в области ГМУ.
Условием актуализации этой способности является самообладание и уверенность в себе. Поэтому большое значение при реализации программы отводилось упражнениям, направленным на укрепление личностного самовосприятия студентов, повышения их самооценки, построения перспективных линий профессионального и личностного развития, планирования жизненного пути.
- Тренинг формирования навыков самоорганизации, способствующий созданию базы для эффективной деятельности студентов, развивающий умение оптимально использовать время, расстанавливать приоритеты. Получаемые в процессе такого тренинга умения и навыки способствуют формированию управленческих компетенций, эффективной мотивации на профессиональное самосовершенствование, развивают способности самоконтроля и саморегуляции.
При организации и проведении тренингов в ходе формирующего эксперимента соблюдались следующие принципы:
• принцип активности, предполагающий вовлечение студентов в специально разработанные действия. По данным экспериментальной психологии, человек усваивает 10% услышанного материала, 50% - увиденного, 70 % того, что проговаривает и 90% того, что делает сам;
• принцип творческой позиции, заключающийся в раскрытии творческого потенциала студента через осознание им своих личностных возможностей, ресурсов, особенностей. Для реализации этого принципа создается креативная среда занятия, характеризующаяся неопределенностью, проблемностью, возможностью студентов осознать, апробировать, тренировать способы поведения. Среда тренинга предполагает эксперименты с моделями различных аспектов жизни и деятельности человека;
• принцип осознанности поведения, характеризующийся переводом поведения участников с импульсивного на объективный уровень. Средством осознания себя и своего поведения в ходе тренинга является обратная связь - получение студентами информации от окружающих об их восприятии друг друга, что позволяет участникам тренинга корректировать неадекватный образ действий и вырабатывать наиболее оптимальную стратегию поведения;
• принцип партнерского общения, предполагающий учет интересов всех участников тренинга, их чувств, эмоций, переживаний, признание ценности другой личности, ее эмоций и переживаний. Данный принцип может быть реализован только в атмосфере безопасности, открытости, доверия, эксперимента с правом на ошибку;
• принцип непрерывного анализа, предполагающий постоянную аналитическую работу модератора с группой и с самим собой. Объектами диагностики выступают план работы, уровень развития и сплоченности группы, социально-психологический климат в коллективе, состояние каждого участника группы, его отношения к себе, к другим, к занятию.
Весьма эффективными в процессе формирования имиджа, по мнению студентов, стали игровые методы обучения. Нами использовались различные виды игр - деловые, ролевые, бизнес-симуляции. Студенты отмечали ряд преимуществ игровых методов обучения перед традиционными формами (лекцией и семинаром): игра отличается живостью, наглядностью, развивает интерес к исследуемой теме, стимулирует активность слушателей, мотивирует их на дальнейшую деятельность по изучению рассматриваемой в игре проблемы, позволяет более рационально использовать время занятий. Имитируя условия, содержание профессиональной деятельности, игры способствуют формированию не только знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, но и системы отношений, социально-психологических аспектов деятельности. Деловая игра представляет собой средство моделирования проблемных ситуаций в различных областях человеческой активности, позволяющее найти оптимальные пути решения этих проблем, а также алгоритмы, на основании которых можно спрогнозировать подобные ситуации и постараться избежать их возникновения.
Метод игрового обучения «ролевая игра» применялся для достижения следующих целей:
- ознакомить студентов с возможными конфликтными ситуациями в будущей профессиональной деятельности;
- развить умение находить оптимальные методы разрешения конфликтов;
- расширить набор компетенций будущих менеджеров;
- научить студентов давать критическую оценку собственным и чужим взглядам, представлениям, ценностям (способность рефлексировать);
- развить у будущих менеджеров способность адекватно реагировать на конфликтные ситуации;
Кроме того, ролевая деятельность предполагает использование и, соответственно, развитие следующих способностей менеджера:
- коммуникативную компетенцию - способность выражать свои мысли так, чтобы их понимал партнер и правильно интерпретировал;
- дистанцирование от профессиональной роли - способность отрываться от норм выполняемой роли (менеджера) и ставить их под сомнение, определяя заново в различных ситуациях;
- эмпатию - способность определить эмоциональное состояние партнера, войти в его положение и оправдать его ожидания;
- толерантность по отношению к неясным ситуациям - способность вступать во взаимодействие тогда, когда собственные потребности удовлетворяются только в незначительном объеме, результат непредсказуем, но социально значим.
В рамках эксперимента деловая игра выступала преимущественно в качестве управленческой имитационной игры, в ходе которой студенты выполняли роли тех или иных служебных лиц, принимали в соответствующих ситуациях управленческие решения, искали оптимальные пути их реализации и т.д. Игры были направлены на развитие у будущих менеджеров умения анализировать конкретные профессиональные ситуации и отвечали следующим общим требованиям:
1) профессиональная направленность – в основе игр лежал анализ профессиональной деятельности менеджеров в области ГМУ;
2) наличие игровой и учебной задачи – овладение студентами знаниями и навыками в процессе «проигрывания» ими определенной профессиональной деятельности;
3) межпредметный характер – одна и та же игра направлена на усвоение и развитие знаний и умений по различным дисциплинам, необходимым будущим менеджерам, таких, как «Система государственного и муниципального управления», «Деловая коммуникация», «Репутационный менеджмент», «Введение в специальность», «Управление персоналом».
При составлении и проведении комплекса упражнений и психотехник соблюдались следующие правила:
- соответствие упражнений основной цели занятия;
- последовательность перехода от простых к более сложным упражнениям;
- смена ритма жизнедеятельности участников, чередование активных действий студентов с пассивными, серьезных – с шуточными и т.д.;
- чередование групповой, парной и индивидуальной деятельности;
- направленность на получение участниками удовольствия от занятий;
- возможность каждого студента принять участие во всех упражнениях;
- участие каждого студента в обсуждении результатов занятия.
В процессе формирования имиджа будущих менеджеров применялся такой нетрадиционный метод, как сказкотерапия. Суть данного метода заключается в следующем: на примере героев сказок у человека происходит осмысление собственной жизни; воздействуя на сознание и подсознание, сказка может помочь ему определить верный путь решения своих проблем, спроецировав поступок героя сказки на современную жизнь.
Использование сказкотерапии в процессе формирования имиджа предполагает осуществление ряда следующих функций:
1. Зеркала: содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним.
2. Модели: сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия определенных действий. Таким образом, они помогают учиться при помощи модели.
3. Возвращения на более ранние этапы индивидуального развития: сказка помогает студенту вернуться к детской радостной непосредственности. Она вызывает изумление и удивление, открывая доступ в мир фантазии, образного мышления, непосредственного и никем не осуждаемого вхождения в роль, которую предлагает им содержание. Сказка способствует развитию креативности студентов.
4. Альтернативной концепции: сказка звучит для студента не в общепринятом, заранее заданном смысле, а предлагает ему альтернативную концепцию, которую будущий менеджер может либо принять, либо отвергнуть.
5. Изменения позиции: сказки неожиданно вызывают у студента новое переживание, в его сознании происходит изменение позиции.
Применение сказкотерапии в процессе обучения способствовало установлению доброжелательных и доверительных взаимоотношений между студентами и преподавателем.
Кроме того, были использованы такие формы работы как имидж-диагностика и имидж-проектирование. Первая форма работы представляет собой проведение упражнений, сутью которых является диагностика характеристик человека по фото- и видеоизображениям, а также по аудио-записям, что, несомненно, требует от студентов большей подготовленности. Имидж-проектирование предполагает разработку целостного образа для конкретного человека с учетом его социально-демографических характеристик, профессиональной принадлежности и целей, которые должны быть достигнуты посредством позитивного имиджа.
Интерактивные формы обучения сегодня занимают ведущее место не только в организации учебного процесса, они могут быть использованы для достижения целей профессионально-личностного развития студентов. В конкретном случае инновационный подход к обучению был реализован в ходе апробации модели формирования имиджа будущих менеджеров.
Литература:
1. Добрынина Т. Н. Педагогические условия применения интерактивных форм обучения в педагогическом вузе: диссертация на соискание кандидата педагогических наук: 13.00.01 Новосибирск, 2003.
2. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды psyinst.ru/library.php?part=article&id=1081
Источник - ВЕСТНИК МИЧГАУ, научно-производственный журнал, 2010, № 1, Печатная версия.