ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПВК ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КОЛЛЕДЖ-ВУЗ)

Т.В. Кутукова

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия


Исследования и опыт практической работы показали, что профессиональная подготовка специалиста АПК должна быть адекватна процессу познания в науке и процессу личностного развития, обеспечивая неразрывную связь между отдельными сторонами и уровнями обучения, расширяя и углубляя профессиональные знания, развивая профессионально важные качества, приобретенные на предыдущих этапах обучения и в практической деятельности, повышая уровень их профессиональной компетентности на каждой следующей ступени обучения.

Цель исследования: опытно-экспериментальная проверка эффективности методики развития ПВК специалиста АПК в условиях непрерывного образования (колледж-вуз)

Задачи исследования:

-    разработать модель системы непрерывного профессионального образования специалистов АПК (система колледж – аграрный вуз) с позиций развития профессионально важных качеств как составляющих их профессиональной компетентности и обосновать дидактические условия ее реализации;

-    осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности предложенного подхода.

Исходя из положения, что система непрерывного профессионального образования специалистов АПК «колледж – аграрный вуз» должна быть ориентирована, прежде всего, на развитие их профессионально важных качеств, предложена модель системы непрерывного профессионального образования специалистов АПК «колледж – аграрный вуз» с позиций развития ПВК (Рис. 1).

Констатирующий эксперимент проходил в два этапа. На первом этапе выявлены потребности в подготовке специалистов АПК, определены оптимальные методы и средства подготовки, выявлен оптимальный набор профессионально важных качеств, требующих развития. Экспериментальное исследование доказало, что различные направления деятельности специалистов АПК требуют специфического набора профессионально важных качеств. Как показал опрос, наиболее значимыми из них являются: ответственность, инновационная мобильность, аналитический склад ума (1, 2,3 место).

Развитый глазомер оценивается респондентами также как важное ПВК(4место).5 и 6 места заняли такие ПВК как, перспективность мышления и адекватная самооценка. Действительно, самооценка во многом определяет формирование целого ряда ПВК. Так, склонность к риску часто порождается неадекватной самооценкой.

Второй этап эксперимента включал в себя выбор и выравнивание контрольных и экспериментальных групп на основе проведения входного тестирования уровня развития профессионально важных качеств у обучающихся посредством соответствующих тестов и экспертных оценок. Диагностическое обследование проведено методом сравнительного анализа, в котором приняли участие 4 группы респондентов разных возрастных категорий (студенты второго курса колледжа, обучающиеся по стандартной образовательной программе (контрольная), второго курса вуза, обучающиеся по стандартной образовательной программе (контрольная), студенты вуза, обучающиеся непрерывно в условиях согласованности образовательных программ «колледж-вуз» (экспериментальная) и группа студентов колледжа, обучающиеся в условиях согласованности образовательных программ «колледж-вуз» (экспериментальная).

Подбор экспериментальных методик был обусловлен использованием системы методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования.

С помощью многофакторного анализа было выявлено, что средний и высший уровень профессиональной компетентности специалистов АПК, в зависимости от степени развития профессионально важных качеств, предполагает наличие соответствующего уровня и степени проявления данных качеств (Рис 3).

Таким образом, система непрерывной профессиональной подготовки специалистов АПК не сводится только к получению определенного набора профессиональных знаний, умений и навыков, а должна представлять собой процесс гармоничного развития личности профессионала.

Эксперимент включал собственно проведение педагогического эксперимента, в ходе которого проводилось обучение в условиях согласованности образовательных программ колледж - вуз в экспериментальных группах.

Сравнительный анализ уровня развития ПВК специалиста АПК на разных этапах обучения.

Рисунок 2 – Сравнительный анализ уровня развития ПВК специалиста АПК на разных этапах обучения.

к -контрольная группа колледжа (СПО),обучавшаяся по стандартной образовательной программе
А -экспериментальная группа колледжа(СПО),обучавшаяс я по согласованной образовательной программе
-контрольная группа ВУЗа(ВПО), обучавшаяся по стандартной образовательной программе
-экспериментальная группа ВУЗа(ВПО), обучавшаяся по согласованной образовательной программе

На каждом этапе сравнительного педагогического эксперимента производился сбор эмпирического материала, его статистическая обработка и предварительный анализ полученных результатов. На завершающих этапах по разности результатов предварительного и итогового педагогического тестирования определялась сравнительная эффективность применения технологии развития профессионально важных качеств специалистов АПК в условиях системы непрерывного профессионального образования.

Сравнительный анализ уровня развития ПВК специалиста АПК на разных этапах обучения.

Рисунок 3 - Сравнительный анализ уровня развития ПВК специалиста АПК на разных этапах обучения.

В рамках контрольного эксперимента было произведено сравнение результатов обучения в контрольной группе по стандартной программе и в экспериментальных группах по разработанной согласованной образовательной программе развития профессионально важных качеств специалистов АПК (Рис.4 ).

Анализ приведенных результатов свидетельствует о том, что использование данной методики позволяет получить существенный прирост (40%) среднего оценочного показателя развития профессионально важных качеств.

Результаты анализа показали, что наиболее сформированными у специалистов АПК экспериментальных групп оказались такие качества, как ответственность, развитый глазомер, перспективность мышления и, опосредованно, заданный уровень профессиональной компетентности.
Экспериментальное исследование и опыт практической работы подтвердили результативность применения в образовательном процессе согласованной образовательной программы, обеспечивающей активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, повышение стимулирующе-мотивационной составляющей учебного процесса и, как следствие, достижение высокого уровня сформиро-ванности профессиональной компетентности специалистов АПК; преемственность и непрерывность профессиональной подготовки на этапе СПО-ВПО.
Таким образом, экспериментальная апробация и проверка результативности предложенной технологии подтвердили ее эффективность.

Литература


1.    Денисова А.Л. Формирование интеллектуального потенциала инновационного развития агропромышленного комплекса/А.Л.Денисова, Н.В. Молоткова, Е.С. Симбирских – М.:ФГНУ «Росинформаагротех», 2008 – 236с.
2.    Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач /Л.Ф.Спирин, П.И. Пидкасистого. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. – с. 174. УДК 378:37.048.45

Источник - ВЕСТНИК МИЧГАУ, научно-производственный журнал, 2010, № 1,  Печатная версия.

© 2024 Образовательный портал Тамбовской области