ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ

А.И. Медведева

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия

Актуальность внимания к проблемам профориентации обусловлена сложившейся социально-экономической ситуацией в обществе и экономике. Последние годы общеобразовательные учреждения ориентировали своих выпускников, в основном, на высшие учебные заведения. Такое профориентационное направление совпадало с желанием подавляющего большинства родителей и устремлениями самих учащихся, в сознании которых прочно утвердилось представление о том, будто среднее образование – это путь только в сферу умственного труда. Постепенно эти взгляды получили широкое распространение в массовом сознании, которое оказывает большое влияние на практическую деятельность и поведение людей, что в конечном итоге привело к дефициту многих рабочих специальностей, особенно в строительной сфере.

Приходится констатировать, что большинство выпускников общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений не имеют достаточной информации о потребностях рынка труда; не могут учесть особенности социально-экономических условий, которые определяют вид и характер профессиональной деятельности; не имеют ценностных представлений о самой профессии, смещая ориентиры на достижение предпочитаемого, желаемого образа жизни с её помощью. Можно сказать, что профессия для молодежи уже выступает только как средство для достижения желаемого образа жизни, без учета ее социальной и ценностной значимости. Это подтверждается как научными исследованиями в области профессионального самоопределения, так и организацией профориентационной работы.
Так, волонтёрами МичГАУ под руководством д.соц.н.,профессора Сухомлиновой М.В. 28 февраля 2010 года проведен социологический опрос «Изучение профессиональных намерений учащихся выпускных классов» на базе МичГАУ города Мичуринска.

Результаты показали, что ценность учёбы для потенциальных абитуриентов заключается, в первую очередь, в необходимости приобрести профессию – 47%, во вторую – стать образованным человеком – 39%; 19% опрошенных считают,что нужно подготовиться к самостоятельной жизни; 15% стать богатым; 6% быть не хуже других; 3% почувствовать себя взрослым; 2% утвердиться среди близких. Так, можно сделать вывод, что молодёжь отдаёт предпочтение приобретению профессии и только на последнем месте стремится утвердиться среди близких.

На вопрос, в какое учебное заведение Вы собираетесь поступать учиться для получения дальнейшего образования, большинство респондентов ответили, что выберут ВУЗ – 97,4%; а в профессиональное училище поступят лишь– 2,6%. Престижность высшего учебного заведения, по-прежнему, остается на высшем уровне.

Был задан вопрос, в какой сфере профессиональной деятельности Вам легче реализовать свои способности? Большинство респондентов ответили: в области техники, материальных технологий – 9,86%; информационным технологиям отдали предпочтение 5,8%; торговле – 8,12%;медицине – 3,48%;сервис и обслуживание – 2,9%; в педагогике и строительстве – 1,16%; экономика – 26,68; право – 10,44%; с/х – 5,22%. Можно сказать, что сельское хозяйство недооценивает наше современное поколение, хотя аграрному сектору в настоящее время государство уделяет все больше внимания. Тем самым популярными остаются экономические и правовые специальности. На вопрос, если бы Вы выбрали сельское хозяйство, то какое направление? Экономика – 29,3%; агрономия – 6,8%; агроинженерия – 6,8%; технология общественного питания -4,3%; зоотехния – 0,8%; 51,7% - затруднились ответить.

Главными мотивами выбора профессии стали: уровень оплаты труда – 28,44%; социальная престижность профессии – 32,75%; возможность быстро сделать карьеру – 15,51%; возможность развивать свои способности – 21,55%; возможность легко устроиться на работу -8,6%; простой и легкий характер труда – 3,44%; творческий характер труда – 11,2%; возможность общения с людьми – 18,96%; интеллектуальный характер профессии – 7,75%; возможность командовать другими – 5,17%; сложность профессии – 1,72%. Выпускников больше привлекает престижность профессии, нежели ее сложность. Немаловажную роль играют уровень оплаты труда и возможность легко сделать карьеру. Но также учащихся интересует и творческий характер труда, которому отводится значимая роль.

На вопрос, каковы Ваши главные жизненные ценности, респонденты ответили, что главное получить хорошее образование – 19%; затем иметь хорошую семью – 17,4%; устроиться на хорошую работу – 14,5%; обеспечить будущее детям – 12%; иметь свою квартиру – 8,3%; открыть свой бизнес – 8,1%; заработать много денег и жить в достатке – 7,5%. Современная молодёжь стремится стать образованной, что, в свою очередь, хорошо. Но тот факт, что семья остается на втором месте , немного тревожит. Молодой человек должен стремиться устраивать личную жизнь и строить карьеру одновременно.

Современное поколение предпочитает делать самостоятельный выбор, нежели прислушиваться к мнению окружающих. Поэтому на вопрос, кто оказал влияние на Ваш профессиональный выбор, выпускники ответили, что это самостоятельный выбор – 67,2%; родители – 25%; друзья – 6,8%; учителя – 0,86% [5].

Из ответов потенциальных абитуриентов стало ясно, что они плохо информированы о профессиях, так как ссылаются на один вид специальности, не имея представления о других; затрудняются в профессиональном выборе, недостаточно знают свои способности и склонности.

Более 70% родителей старшеклассников, обратившихся в 2007 году в учреждение «Центр профессиональной ориентации молодежи» (далее – РЦПОМ) за помощью в выборе профессии, отметили, что социально-педагогические и психологические службы общеобразовательных учреждений не оказывают учащимся должной помощи в профессиональном самоопределении. Это, в свою очередь, не может не сказаться на устойчивости профессионального выбора, ведущей, как правило, к смене профессий и социальной дезадаптации выпускников общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений.

На такое положение дел также накладывает существенный отпечаток отсутствие взаимосвязи между рынком профессий и рынком образовательных услуг, свобода профессионального выбора и выбора образовательного маршрута, предполагающие социальную и личностную ответственность за этот выбор, к которому, как правило, слабо подготовлены как выпускники общеобразовательных учреждений, так и выпускники учреждений профессионального образования. Поэтому в обществе стал иметь место принцип «лотерейного билета», который используют при выборе профессии и образовательного маршрута выпускники общеобразовательных учреждений.

Указанные факторы приводят к появлению избытка специалистов (например, экономистов) в одних отраслях народного хозяйства и дефициту (например, зоотехников) отдельных специалистов в других отраслях. Это, безусловно, сказывается на эффективности экономического развития страны. Рабочие требуются в промышленности, на транспорте, в сфере услуг. Кроме того, на некоторые специальности в настоящий момент есть спрос, но отсутствует предложение: это монтажники сантехнических систем, слесари-ремонтники, станочники, электромонтеры, маляры, резчики по металлу, тока-ри[1,с.47].

В Японии подготовка кадров начинается с самого начала жизни ребенка, а в выпускном классе ученики держат экзамен на зрелость профессионального самоопределения. Опыт профессионального самоопределения в США построен на прогностической основе, когда ученик из учебных предметов выбирает только то, что, по его мнению, потребуется для последующей профессии, хотя такое стихийное самоопределение является односторонним и не может быть образцовым.

Шведская модель профессиональной ориентации направлена на «первостепенное удовлетворение нужд общества в кадрах с тем, чтобы потом хотя бы частично достичь второй цели – обеспечения свободы выбора профессии для индивида». Известный английский ученый А. Г. Уоттс считает, что новая шведская система, возможно, представляет собой самую радикальную в западном мире официальную программу профориентации. В Швеции создана система, при которой потребность в кадрах и желания молодежи уравновешиваются [2,30].

Характеристикой современного общества и сферы образования XXI века становится рынок компетенций. С одной стороны, это предлагаемые учебными заведениями, в том числе и общеобразовательными, знания, умения и навыки, необходимые для освоения предметных компетенций в процессе обучения. С другой стороны, – это компетенции, которыми уже обладают отдельные лица, а также компетенции, запрашиваемые сферой труда и в которых заинтересованы работодатели, т.е. так называемые ключевые компетенци. «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, быть компетентным не означает быть ученым или образованным; компетенция – это характеристики, которые можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями. Компетенция – это то, что порождает умение, действие» [3,128]

В современных социально-экономических условиях работодатели заинтересованы в таких выпускниках общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования, которые обладают высоким уровнем адаптивных, социально-трудовых, интеллектуальных, психолого-педагогических компетенций и компетенций информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), определяющих структуру компетенций профессионального самоопределения как одной из разновидностей ключевых образовательных компетенций. Можно утверждать, что профессиональная ориентация должна стать важнейшим условием освоения компетенций профессионального самоопределения, необходимых и для продолжения «образования через всю жизнь», и для формирования возможной социальной установки старшеклассников на вхождение в состав современного рабочего класса.

В профессиональной школе, когда выбор профессии, казалось бы, уже осуществлен, задачи профессиональной ориентации становятся несколько иными, хотя цель – обеспечение возможности социальной адаптации выпускника – остаётся той же, что и в общеобразовательных учреждениях. Если в общеобразовательных учреждениях проф-ориентационная работа направлена на освоение компетенций профессионального самоопределения, поддержку выбора вида деятельности, образовательного маршрута и профессиональных проб для подтверждения правильности этого выбора, то в профессиональной школе – это самоутверждение и самосовершенствование, проявление компетенций профессионального самоопределения в области выбранной профессии, поиск места приложения освоенных профессиональных компетенций [4,с.256]

В новом учебном году педагогическим коллективам общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного и дополнительного образования следует обратить внимание на то, что воспитание интереса к рабочей профессии требует не только специальной направленности профориентационной работы, но и предполагает одновременно комплексное воздействие на массовое сознание, т.е. целенаправленную работу среди родителей и общественности по повышению оценки, степени известности, популярности, разъяснению социальной значимости рабочих профессий в обществе.

Педагогическим коллективам общеобразовательных учреждений в октябре-ноябре 2010 года необходимо провести областные, школьные родительские собрания со следующей темой: «Взаимосвязь выбора профессии старшеклассниками и ситуации на рынке труда и образовательных услуг». Необходимо акцентировать внимание родителей и старшеклассников на понимании целесообразности и жизненной значимости освоения начальных основ различного рода профессий, предлагаемых в качестве начальной профессиональной подготовки.
Исследованиями психологов доказано, что существует оптимальный возраст для начала активного формирования у человека его профессиональных интересов. Отношение к профессии с 7 до 12 лет характеризуется профессиональными намерениями. Обычно все дети этого возраста мечтают о будущей профессии, но только в редких случаях эта мечта перерастает в устойчивый профессиональный интерес. В младшем возрасте познавательные интересы детей, как правило, являются эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок закончился или когда ребенок получил сведения, удовлетворившие его эпизодический интерес. В подростковом возрасте интерес часто носит постоянный характер. Он уже не связан непосредственно с ситуацией и, как правило, ею не порождается. Такой интерес возникает постепенно, по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. Чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больший интерес у него возникает к этому предмету. Формирование такого рода относительно стойких личностных интересов в среднем школьном возрасте создает особый облик подростков: они живо откликаются на новые открытия, изобретения, широко интересуются техникой, начинают посещать различные кружки, читать научно-популярную техническую литературу, начинают сами делать опыты, мастерить модели, собирать и разбирать радиоприемники и т. п. Появление стойких осмысленных профессиональных интересов возникает в 13–14-летнем возрасте, когда начинается развитие профессионального самосознания. Именно этот возраст жаждет активной деятельности. В связи с большой подвижностью и динамичностью подросткам нравятся профессии, связанные с перемещениями объектов, управлением механизмами, регулированием скоростей. Педагоги же нередко упускают этот благоприятный период, перенося профессиональную активность на старшие школьные годы, когда у юношей уже складывается определенное профессиональное намерение.

В плане подготовки общего образовательного уровня у будущих работников-профессионалов страны полученные данные свидетельствуют о неотложной необходимости уже в школе заняться формированием профессиональных предпочтений старшеклассников. Однако в целом прослеживается следующая тенденция: чем ближе к выбору профессии, тем больше профориентационной нерешительности и растерянности в определении нужности и важности, необходимости признания рейтинговых позиций и социальной значимости специализаций в разделении общественного труда.

Необходимо поддерживать у подростков самостоятельный выбор, обязательно учитывая при этом их индивидуальные особенности. Для этого в школе, начиная с подросткового периода, применять различные методики тестирования (например, диагностику Климова, др. психологические тесты). А среди старшеклассников проводить различные тренинговые программы, которые помогают разобраться в складе характера подростка, круге интересов, способностях интеллектуальных и творческих возможностях. Очень важно доказать и дать школьникам понять, к чему они способны и в какие виды деятельности лучше не идти.

Литература

1.Документы и материалы лаборатории социального анализа МичГАУ под рук-вом проф. Сухомлиновой М.В. -Мичуринск-наукоград РФ, 2009-2010.
2. Кооп У. Профориентация и рынок труда. Перспективы /У.Кооп //Вопросы образования / ЮНЕСКО. – 1990. - №1. – С.47.
3.Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования //Стандарты и мониторинг в образовании. – 1999. - №2. – С.30
4.    Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации профильного обучения школьников /Чистякова С.Н. – М.: Изд.центр «Академия», 2005. – 128с.
5.    Черниковой Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб. пособие / Черникова Т.В. – М.: Глобус, 2006. – 256с.

Источник - ВЕСТНИК МИЧГАУ, научно-производственный журнал, 2010, № 1,  Печатная версия

© 2024 Образовательный портал Тамбовской области