КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА КАК ФАКТОР ЛИЧНОЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Н.А. Нестерова

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия

Актуальность исследования обусловлена активными инновационными процессами в социально-экономической и политической жизни современного общества, поставившими систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных и поиску новых подходов к формированию личности профессионала, его разностороннему развитию и социальной адаптации в современном обществе, в связи с чем особое значение приобретает профессиональная, социально – личностная компетентность специалистов различных сфер и уровней производственной и общественной жизни.

Модернизация образования на современном этапе предполагает в качестве основной задачи обучения в вузе подготовку квалифицированного, конкурентоспособного, компетентного, ответственного специалиста, свободно владеющего своей профессией, ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Сегодня эффективно действующим оказывается специалист, адекватно реагирующий на новые социальные ожидания, способный к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию, к постоянному обновлению своих личностных ресурсов. Общество заинтересовано в формировании личности специалиста, успешно социализирующегося, обладающего высоким уровнем социальной компетентности, которая бы обеспечивала личностную комфортность, профессиональную эффективность и социальную востребованность во всех сферах жизнедеятельности.

Компетентностный подход, олицетворяющий сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом – в конструировании содержания образования и систем контроля его качества – на систему ключевых компетентно-стей. Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности личности по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности (А.В. Хуторской). В состав ключевых образовательных компетенций включены ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-личностная и др.

В последние десятилетия в рамках формирования гуманистического мировоззрения тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Она обсуждается на различных уровнях, в разных аспектах, включает пласт разных проблем, связанных с отношениями людей. При попытке дать научное определение толерантности возникают немалые трудности, так как данное понятие используется в самых разных областях знания: этике, психологии, педагогике, политике, теологии, философии, медицине и др.

Социальные, психолого-педагогические аспекты толерантности становятся в последние годы все более актуальными, так как большинство исследователей осознают необходимость не только изучения феномена толерантности, но и необходимость исследования форм и способов освоения толерантного мышления, толерантного мировоззрения людьми всех возрастов и поколений. Поэтому очень актуальным является направление формирования толерантности у студенческой молодёжи, а также перспективы развития такого рода исследований.

В качестве основного условия воспитания толерантности выступает формирование толерантности в личной системе ценностей студентов и превращение толерантности в регулятивный принцип их профессиональной и непрофессиональной деятельности.

Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит образованию, поскольку его основной целью является развитие личности обучающихся, а только развитая личность, человек высокой общей культуры способен к толерантному мышлению и поведению. Высшее образование, как часть общей образовательной системы, способно эффективно работать в этом направлении.

Одной из ключевых компетентностей является толерантность – готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире. Ее развитие превращается для отечественного образования в стратегически значимую цель и потому эта проблема в последние годы стала чрезвычайно популярна как в психологии, так и педагогике.

Понятие толерантности несет в себе идеи многообразия, равенства, отказа от доминирования и насилия одного над другим, касается ли это отдельных людей, групп людей или целых народов и государств. Толерантность в таком ее понимании должна стать важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Между тем понятие «толерантность», имея глубокие исторические корни, в наше время постигается и «приживается» с большим трудом как в обществе в целом, так и в системе российского образования.

«Одним из направлений реформирования российского образования, прежде всего его всесторонней гуманитаризации, может стать глобальное образование, главной идеей которого является формирование свободной и непредубежденной личности с высокой мерой ответственности за судьбу Отечества и мира в целом» [4, с. 134]. Следует отметить, что сторонники глобального образования считают, что оно не подменяет какую-либо модель развития образования и не отвергает наследия отечественной и мировой педагогики. Мы разделяем их точку зрения, что глобальное образование выступает как «один из возможных вариантов подготовки человека к жизни в современных условиях и как объективно необходимое дополнение к любому хорошему образованию» [4, с. 135]. Таким образом, глобальное образование можно рассматривать как одно из направлений развития современной педагогической мысли и деятельности, направленное на подготовку человека к жизни в условиях быстро меняющегося мира на фоне динамичных глобальных проблем и кризисов.

В новой парадигме образования речь идет о новом понимании человека в его бытии и межличностных связях, в диалоге культур и запрограммированной коммуникации во всем их многообразии («я для себя», «я для другого», «другой для себя», «другой для меня» и т.д.), которое не только редуцируется в плюрализм культуры, но и выводит на новые ценностные установки, понимание гуманизма и идеалов [3, с. 3]. Образовательно-воспитательное пространство вуза является окружающей средой, культуротворческой сферой, которая обеспечивает подготовку будущих специалистов, создает необходимые условия для разностороннего, гармонического развития личности преподавателя и студента. Отмечая особенности воспитательной работы в вузе в современных условиях, следует подчеркнуть, что «это особый приоритетный вид деятельности, направленный на формирование и развитие личности студента в условиях постоянного сотрудничества, совместной деятельности преподавателей и студентов, предусматривающий организацию научно обоснованного целостного воспитательного процесса в единстве с саморазвитием личности воспитателя и воспи-туемого» [1, с. 3]. Применительно к системе высшего профессионального образования категорию «толерантность» определяют как особую форму выражения субъектами вузовского образовательного процесса своего отношения к окружающему миру в единстве всех его проявлений, предполагающую ту или иную форму согласия, основанного на всестороннем анализе сущностных связей и отношений зависимости между объектами, процессами и явлениями. При этом данный анализ позволяет сформулировать взвешенную точку зрения с учетом полярных и внешне несовместимых составляющих.

Для преподавателя высшей школы при этом целесообразно выделить четыре компонента:

1.    толерантность как качество личности, проявляемое за рамками профессиональной деятельности;
2.    толерантность ученого-исследователя;
3.    толерантность в контексте учебно-методической деятельности;
4.    «профессиональная толерантность», проявляемая в ежедневной педагогической деятельности.

Для студента высшего учебного заведения следует рассматривать проблему с подразделением на три составляющие:

1.    «толерантность общения», не связанная непосредственно с учебным процессом;
2.    «толерантность будущего специалиста» в единстве и многообразии всех его профессиональных качеств;
3.    толерантность, проявляемая в процессе педагогического взаимодействия с преподавателями.

Прежде всего, следует рассматривать толерантность как одно из необходимых условий эффективной профессиональной реализации будущего специалиста - выпускника вуза.

Принципиально важным для понимания целей современного образования является то, что любой специалист должен иметь достаточно высокий уровень социально – личностной компетенции, которая, по определению В.В. Сафоновой, представляет совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих [5, с. 10]. Данная компетенция жизненно необходима для успешного профессионального функционирования и карьерного роста практически в любой области. Применительно к профессиональному образованию Э.Ф. Зеер констатирует, что «компетентность человека определяют его знания, умения и опыт. Способность мо-билизовывать эти знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации характеризует компетенцию профессионально успешной личности» [2, с. 14].

Толерантность имеет важное значение в индивидуально-личностном развитии, в социализации, обучении, в социальных отношениях и профессиональной деятельности в частности, где толерантность является залогом её эффективности.

В ходе нашего исследования была изучена коммуникативная толерантность как фактор личных, профессиональных и социально-педагогических ориентаций современной молодёжи.
Объектом исследования выступала коммуникативная толерантность студентов, приобретающих профессию в сфере АПК.
Предметом исследования явились основные характеристики коммуникативной толерантности  студентов разных факультетов МичГАУ.
Гипотеза: было определено, что для повышения уровня толерантного сознания и установок студентов необходимо детально изучить как самих студентов, так и их социально-психологические особенности, индивидуальные толерантные наклонности. На этом основании необходимо выстроить дальнейшую стратегию образовательно-воспитательного процесса аграрного вуза в плане развития толерантных отношений и сознания студенческой молодежи. 1

Участники исследования. Общее количество опрошенных составило 270 студентов 1, 2, 3, 4 курсов.

Выборка – целевая, репрезентировалось пропорциональное количество случайно подобранных единиц отбора на момент опроса в МичГАУ.

Далее ознакомимся с некоторыми поведенческими признаками, свидетельствующими об уровнях общей коммуникативной толерантности студенческой молодежи Мичуринского государственного аграрного университета.

1.    Насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальность встречающихся вам людей. В этой категории наибольшее количество баллов набрали 35 человек, что составляет 13%. Т.е. именно у этих ребят низкий уровень коммуникативной толерантности в данной области.
2.    Нет ли у вас тенденции оценивать людей, исходя из собственного «Я»? По данным исследования, таким образом оценивают людей 7% (20 человек).
3.    В какой мере категоричны или неизменны ваши оценки окружающих? В этой категории низкий уровень коммуникативной толерантности характерен для 26 человек, 10%.
4.    В какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления  при столкновении с  некоммуникабельными качествами людей? Примерно для 7% студентов эта характеристика является показателем невысокого уровня коммуникативной толерантности.
5.    Вы склонны «подгонять» партнеров под себя, делать их «удобными»? 84 человек ответили утвердительно, что составляет 31%.
6.    Вы терпимы к дискомфортным состояниям окружающих?

1 Педагогический эксперимент осуществлялся исследователем Нестеровой Н.А. под научным руководством профессора Сухомлиновой М.В. на базе Мичуринского государственного аграрного университета в апреле-мае 2010 г.

87 человек из опрошенных набрали наибольшее количество баллов в данной категории, что составляет 32%.

Уровни коммуникативной толерантности

Рисунок 1 – Уровни коммуникативной толерантности

Мы видим, что 31% опрошенных готовы «подгонять» партнеров под себя, делать их «удобными». 32% - терпимы к дискомфортным состояниям окружающих. Для 10% студентов оценки окружающих остаются категоричными и неизменными. 7% опрошенных оценивают людей, исходя из собственного «Я».

Литература

1.    Гребенкина Л.К. Воспитательное пространство образовательного учреждения / Материалы конференции. Рязань: РГПУ, 2003. - С. 3.
2.    Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. - 2002. - № 2. -С. 14.
3.    Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. - 1994. -№ 3. - С. 3.
4.    Лиферов А.П. Интеграция мирового образования - реальность третьего тысячелетия. - М.: Славянская школа, 1997. - С. 134,135.
5.    Сафонова В.В. Изучение языков межкультурного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж: ИСТОКИ, 1996. - 237 с.

Источник - ВЕСТНИК МИЧГАУ, научно-производственный журнал, 2010, № 1,  Печатная версия.

© 2024 Образовательный портал Тамбовской области