Н.В. Шелковникова
ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия
Одним из факторов, влияющих на профессиональное становление специалиста АПК в современных условиях является уровень развития исследовательской компетентности. Проведенные нами исследования подтвердили значимость исследовательской компетентности в их дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности. По результатам опроса, более 85% студентов 1-2 курсов аграрных вузов отметили, что для их профессионального становления им необходимы исследовательские знания, умения и навыки; 10,2 % студентов - что также важно воспитывать у себя общие положительные качества: трудолюбие, самостоятельность в труде, настойчивость, и 4,8% студентов - развивать специальные профессиональные качества.
Модель формирования исследовательской компетентности специалиста АПК (рис.1) предполагает создание непрерывной системы НИРС в аграрном вузе, установление новых связей между образовательными компонентами с учетом внешних, внутренних и эгофакторов на основе принципов:
> интеграции
> системности и последовательности
> научности
> доступности
> вариативности
> познавательной самостоятельности
> сознательности и активности
> профессиональности
> фундаментальности
Рисунок 1 - Модель формирования исследовательской компетентности специалиста АПК в процессе НИРС.
Для проверки эффективности разработанной нами модели в период 2008-2010 уч. годы в МичГАУ был проведен педагогический эксперимент.
Цель исследования: опытно-экспериментальная проверка эффективности модели формирования исследовательской компетентности специалиста АПК в процессе НИРС.
Задачи исследования:
- Выявить критерии оценки уровня сформированности профессиональной компетентности специалиста АПК
- Проанализировать динамику уровня сформированности исследовательской компетентности специалиста АПК
По результатам анализа литературы, исследовательской деятельности, научной деятельности, научно-исследовательской деятельности в АПК, существующих подходов к структуре и содержанию понятия «компетентность», ФГОС ВПО второго и третьего поколения, результатов анкетирования ученых, преподавателей, были выделены и обоснованы критерии оценки уровня сформированности профессиональной культуры специалиста АПК, определены психолого-педагогические методики их диагностирования. В качестве критериев выступили: внутренняя учебная мотивация, профессиональные склонности, креативность, стили мышления.
Одна из составляющих исследовательской компетентности – внутренняя учебная мотивация, направленная на научную и исследовательскую деятельность специалиста АПК. Высокий уровень внутренней мотивации влияет на профессиональную исследовательскую деятельность, на развитие самообразования и познавательной способности. Люди с высоким уровнем внутренней мотивации тщательно планируют свою жизнь, отличаются стремлением к достижению ощутимых и конкретных результатов, а точнее, в учебной, научной и профессиональной деятельности. Средний уровень внутренней учебной мотивации, ориентированной на формирование исследовательской компетентности будущих специалистов АПК, на констатирующем этапе эксперимента (25,4%) говорит о том, что будущие специалисты сельскохозяйственного профиля понимают всю необходимость приобретения исследовательских знаний, умений и навыков, которые им будут нужны для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом.
Исследование уровня внутренней учебной мотивации, ориентированной на формирование исследовательской компетентности, среди студентов младших курсов аграрного вуза по тест-опроснику Т.Д. Дубовицкой (ОНУМ) на формирующем этапе подтвердило положительную динамику сформированности внутренней учебной мотивации у студентов в ходе эксперимента (рис.2). Уровень внутренней учебной мотивации на констатирующем этапе вырос и составил 37,4 %.
Рисунок 2 – Диаграмма результатов исследования внутренней учебной мотивации у студентов агрономических специальностей.(см. в печатной версии)
Исследование профессиональных склонностей у студентов агрономических специальностей показало, что на всех этапах эксперимента у них наиболее ярко выражена склонность к работе с людьми (рис.3). Это подтверждает правильность выбора будущей профессии обучающимися, значимость данного качества для будущего агронома. Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения. Достаточно редко на констатирующем этапе у испытуемых проявляется склонность к исследовательской и практической деятельности. На констатирующем этапе склонность к исследовательской и практической деятельности возросла почти в 2 раза и составила 38,5%.
Тем не менее у многих студентов уже ярко выражена склонность к творчеству (рис.4), что является одной из составляющей исследовательской компетентности будущих специалистов.
В результате проведенного анализа уровня сформированности исследовательской компетентности у студентов аграрных вузов можно сделать следующие выводы:
> Выявлена положительная динамика уровня развития исследовательской компетентности (на 40 %) в ходе эксперимента
> Предлагаемая модель формирования исследовательской компетентности специалиста АПК в процессе НИРС на младших курсах может быть использована при проектировании образовательного процесса в аграрном вузе.
Литература
1. Денисова А.Л., Молоткова Н.В., Симбирских Е.С. Формирование интеллектуального потенциала инновационного развития агропромышленного комплекса. Монография – М.: ФГНУ «Росинформаагротех», 2008. – 236с.
2. Креативность в высшем образовании: проект Ассоциации европейских университетов / Alma mater, №10. – 2007 – С.48-56.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня, №5. – 2003.
Источник - ВЕСТНИК МИЧГАУ, научно-производственный журнал, 2010, № 1, Печатная версия.