Е.А. Егушова, Е.П. Кондратенко, Л.Г. Пинчук, Н.У. Юркеева, О.Г. Короткова

ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт», г. Кемерово, Россия

Введение.

Проблема повышения качества зерна яровой мягкой пшеницы как наиболее распространенной культуры в Российской Федерации, в том числе и на юго-востоке Западной Сибири, остается наиболее актуальной. Многочисленные сорта пшеницы, допущенные к использованию в производстве, имеют невысокую стабильность формирования товарного зерна.

В условиях Кемеровской области за последние 10 лет заметно возросла культура земледелия за счет широкого внедрения почвозащитной системы обработки почв. Старые сорта не соответствуют современным требованиям производства. Поэтому внедряются новые, более адаптированные, как по агробиологическим характеристикам и признакам, так и по технологическим свойствам зерна.

Г.М. Пугачева,   М.А. Соколова

ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт садоводства им. И. В. Мичурина», г. Мичуринск, Россия

Лилии (род Lilium L.) - многолетние луковичные декоративные растения. Размножение лилий в условиях in vitro изучали многие исследователи, но их работы в основном были посвящены Азиатским [1], Восточным [5] гибридам. Размножение Трубчатых гибридов и сортов VIII группы Международной классификации лилий изучено мало, хотя они являются любимой культурой многих цветоводов.

Трудности вегетативного размножения являются сдерживающим фактором при размножении Трубчатых гибридов лилий. Метод клонального микроразмножения позволяет получить высококачественный материал в короткие сроки. По сравнению с традиционными методами он обладает такими преимуществами, как возможность воспроизводства в течение круглого года и значительное увеличение коэффициента размножения.

Целью исследований была отработка эффективного метода получения стерильной культуры лилий.

А.А. Соломахин, Т.Г.-Г. Алиев, Ю.Архипов

ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт садоводства им. И. В. Мичурина»,г. Мичуринск, Россия

М. Бланке

INRES-University of Bonn, Germany

Введение.

Величина плода, его окрашенность и вкусовые характеристики являются одними из основных показателей качества плодов яблони (Reay et al., 1998). Практически все основные параметры качества плода закладываются еще в саду. Основная фаза развития покровной окраски яблока начинается около 4-6 недель до съема и находится под влиянием условий окружающей среды. Специфичный фермент – фени-лаланин-аммоний-лиаза (ФАЛ), чрезвычайно чувствительный к изменениям интенсивности света, его спектру и температуре окружающей среды – способствует синтезу анто-цианов и, таким образом, отвечает за содержание фенольных соединений в поверхностных тканях яблока (Arakawa et al., 1985). На данный момент ведется активный поиск химических соединений, стимулирующих активность ФАЛ (Li et al., 2002). Таким образом, целью нашего исследования являлся поиск возможностей улучшения качества плода путем улучшения утилизации энергии солнца в саду, особенно для плодов в затененных условиях нижней части кроны.

А.А. Скрылёв

ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт им. И.В. Мичурина», г. Мичуринск, Россия

Груша, как плодовая культура, играет важную роль в обеспечении населения свежими плодами. Она ценится за высокие вкусовые, диетические достоинства, ежегодную и обильную урожайность. Ее плоды также являются источниками макро- и микроэлементов, биологически активных веществ, таких, как арбутин, хлорогеновая кислота, таниды, что обусловливает их лечебно-профилактические свойства (Седов, Долматов, 1997). В то же время распространение насаждений груши в Центральном Черноземье невелико. Одной из основных причин этого являются нестабильность урожая и слабая устойчивость насаждений этой культуры. Основными стресс-факторами, негативно влияющими на плодовые культуры и их урожай, являются: резкие перепады температуры, влажности воздуха и почвы, поражение болезнями и вредителями и др. Как правило, на растение одновременно воздействуют несколько стрессоров, что усиливает негативное влияние (Гудковский, Каширская, Цуканова, 2005).

М.В. Придорогин

ФГУП ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт им. И.В. Мичурина», г. Мичуринск, Россия


Известно, что основная задача бонитировки плодоносящих плодовых насаждений заключается в обеспечении производственников данными о качестве садов. Информация необходима для корректировки ухода за плодовыми насаждениями на участках с разным строением поверхности и для координации организационно-технологических мероприятий, проводимых в саду [1].

К сожалению, бонитировку пока невозможно проводить с учетом особенностей структуры и экологии садового ландшафта. Проблема в том, что для оценки существующих плодоносящих насаждений метод бонитировки садов, разработанный А.С. Девято-вым (1985) и считающийся основным в настоящее время, не рассчитан на решение задач данного уровня сложности. Он базируется на анализе биологии, физиологии и оценке технологических качеств отдельных особей в составе ценопопуляций возделываемой плодовой растительности, учитывая содержание почвы в саду под черным паром. Методом не предусматривается оценка качества насаждений в составе садовых экосистем и, тем более, в зависимости от структурированности садового ландшафта. Задача объединения базы знаний метода А.С. Девятова с базой знаний экологии и ландшафтоведения видится актуальной. Поэтому цель данной статьи – показать пути использования знаний этих научных направлений для оценки качества не только плодовых насаждений, но еще и садовых земель.

А.М. Каширская

ФГУП ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт им. И.В. Мичурина»,

Введение


Основным заболеванием яблони является парша. Она имеет повсеместное распространение и в годы эпифитотий может вызвать потерю урожая до 80% и более и до 100% его качества. Однако в последние годы, наряду с массовым развитием парши, отмечено широкое распространение различных пятнистостей, которые наносят ощутимый ущерб состоянию растений яблони, поражая листья данной культуры.

Распространение филлостиктоза и высокая его вредоносность наблюдаются в Краснодарском, Ставропольском краях; Черноморской зоне, Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии, Северной Осетии (один раз в два года поражение деревьев составляет 50-100%) [10]. Среднее развитие заболевания (один раз в три года поражение деревьев составляет 30-50%) встречается в Белоруссии и отдельных районах Молдавии [6, 8]. В слабой степени (один раз в пять лет поражение составляет 10-30%) заболевание проявляется в северной зоне Молдавии, на Дальнем Востоке [1, 5].

А.А. Верзилин

ГОУ ВПО «Мичуринский государственный педагогический институт», г. Мичуринск, Россия

Введение.


Успешное культивирование новых перспективных сортов винограда в Тамбовской области возможно только при условии гарантированной сохранности кустов в холодное время года. В связи с этим перед виноградарями ставится ряд задач, и наиболее злободневными из них являются подбор зимостойких сортов и поиск эффективных способов укрытия лозы в зиму.

По сообщению А.К. Ракджабова и А.А. Зармаева (2007), в северных и восточных районах с суровыми зимами и неустойчивым снеговым покровом, к которым отнесена и Тамбовская область, для неустойчивых к низким температурам сортов рекомендуется применение трехслойного укрытия кустов винограда. Суть этого способа заключается в отрытии канавок глубиной 15-25 см, в которые укладывают лозу, засыпают ее землей слоем 5-15см, затем накладывают органические материалы (навоз, торф, сухие листья) слоем 5-12 см, а сверху вновь засыпают землей слоем 15-30см.

Ф.Г. Белосохов

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия

О.А. Белосохова

ГОУ ВПО «Мичуринский государственный педагогический институт», г. Мичуринск, Россия

Введение.

Ускорение селекционного процесса жимолости синей во многом сдерживается такими биологическими особенностями её роста, развития и формирования биомассы, как медленное, в сравнении с другими ягодными кустарниками, формирование надземной части растения, быстрый переход от фазы активного роста побегов к состоянию глубокого покоя. Быстрая оценка хозяйственных свойств сортов жимолости синей вследствие этого становится серьёзной проблемой для селекционеров.

А.В. Никитин

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия

Исторически обусловленная особенность Российской системы образования – ее территориальное, ментальное и социально-экономическое многообразие. Каждый российский регион – это собственная исторически сложившаяся система образования, со своей культурой, педагогическими традициями, профессиональной направленностью, организационной структурой и финансовыми возможностями. Существенная разница регионов порождает неравенство образовательных возможностей их граждан как внутри региона, так и по стране в целом. Ведущая задача политики государства в данных условиях – поддержание целостности образовательной системы страны при сохранении индивидуальных особенностей каждого региона. В этом случае на первый план выходит непохожесть, уникальность каждой области, города, района. Что при стремлении к достижениям позволит достигнуть лучшего, оригинального, нового во всех сферах: производстве, науке, культуре, образовании. Поиск своеобразия региональных образовательных систем и есть поиск смысла региональной образовательной деятельности, ее истинного места в контексте социальных реформ, главный ресурс развития региона. Особая специфика образовательных пространств, даже в рамках одного региона, - это одно из стимулов к взаимному интересу в горизонтальном сотрудничестве, расширении связей между образовательными учреждениями, создании сети образовательных учреждений.

Материалы опубликованы по одному, выше.

 

ПЛОДОВОДСТВО И ОВОЩЕВОДСТВО

УДК 634.10:581.47:581.19

Н.И. Савельев, А.Н. Юшков, М.Ю. Акимов, Н.В. Борзых, А.М. Миронов, А.В. Хожайнов

Биохимический состав и антиоксидантная активность плодов яблони

Изучено содержание биологически активных веществ и общая антиоксидантная активность более 40 форм яблони генетической коллекции ВНИИГиСПР им. И.В. Мичурина. Выделены сорта с высоким содержанием аскорбиновой и хлорогеновой кислот, Р-активных соединений, повышенной общей антиоксидантной активностью, которые представляют значительный интерес для употребления в свежем виде и переработки, а также селекционного использо вания.

УДК 6318:634.11:581.1.036(470.6)

Ю.В. Трунов, Е.М. Цуканова, Е.Н. Ткачев, О.А. Грезнев, Н.Н. Сергеева, Н.И. Ненько, Ю.И. Сергеев, Г.К. Киселёва

Влияние удобрений на физиологическое состояние растений яблони в условиях средней и южной зон плодоводства

Н.В. Антоненко

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия

Мировоззренческий путь П.Б. Струве от легального марксизма и позитивизма до идеализма отличался критическим отношением к ранее разделяемым теориям. Вместе с тем эволюция его идей сопровождалась неизменной приверженностью националистическому мировоззрению. Струве подчеркивал, что не существует не национализированных идеологий, и консерватизм, и либерализм, и социализм, чтобы стать «государственно-действенной силой», должны национализироваться [9]. Он не отделял националистических взглядов от политических, о своих политических убеждениях в эмиграции писал: «Я не легитимист в условиях Зарубежья – хотя в России охотно и радостно приму легитимную монархию, которая, принятая народом, будет осуществлять национальное призвание государственной власти, укреплять мощь государства, блюсти национальную культуру и охранять свободу лица и человека. Я не республиканец, но если народ примет республику, которая будет твердо и ясно осуществлять национальное призвание государственной власти, как его осуществляли русские цари и императоры, я приму республику и буду служить ей как национальному государРстовсус»и я[,8 ,е се. 3н8а3ц] и. о нально-государственные, исторические начала всегда были объектом внимания П.Б. Струве. Его идейные искания нашли свое выражение в образе «Великой России», представляемом в виде «новой русской государственности», опирающейся на историческое прошлое и на «живые культурные традиции» [2, с. 50-51]. Воссоздание былого величия России Струве не мыслил вне осуществления национальной идеи, способной примирить власть и «проснувшийся к самосознанию и самодеятельности народ» [2, с. 61-62]. Мыслитель считал, что политический вектор общества определяется его внутренним настроем в отношении государства [2, с. 54]. Так как опыт революции 1917 г. показал, что русское общество еще не осознало необходимости подчинения народной жизни началу государственной дисциплины, перед русским образованным слоем им ставилась задача политического просвещения широких народных масс.

Ю.В. Сушко

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия

Принятый курс на модернизацию социально-экономической жизни нашего общества вступает в противоречие с состоянием здоровья и физической подготовленностью молодежи, чей труд и должен, в первую очередь, обеспечить динамичное развитие страны. Педагоги и медицинские работники ведут интенсивные поиски путей улучшения физического состояния студентов, повышения их умственной и физической работоспособности, без которых невозможна творческая самореализация личностВи . публикациях последних лет приводятся многочисленные данные о недостаточной физической подготовленности молодежи в целом и студентов - юношей, в частности. Многолетнее изучение показателей физической подготовленности студентов 1 курса Мичуринского государственного аграрного университета подтверждают эти исследования. За последние пять лет нами выявлена отрицательная динамика физической подготовленности юношей, поступающих в университет.

Е.С. Симбирских, Ю.Б. Суворова

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия


Как показывает опыт многих стран, стратегия выхода их кризиса в любых областях экономики предусматривает технологический прорыв на базе инновационных проектов. Именно этим определяются очередной технологический уклад, новые рынки, создание материальных основ преодоления кризисных явлений и переход к следующей ступени экономического развития. [1]

Сегодня сформировалось понимание необходимости ускоренной разработки и освоения производством инновационных технологий и технических средств для их реализации. Научно-технический потенциал, которым располагает Россия, создал и способен создавать наукоемкие инновационные проекты с высокой степенью готовности к освоению. Поэтому задача по сбору, актуализации и оперативному освоению инновационных решений представляется одной из наиболее значимых.

А.И. Михайлова, М.В.Сухомлинова

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия

В настоящее время российское общество претерпевает глубокие изменения, отражающиеся в процессах модернизации. Происходящие реформы воздействуют на положение каждого гражданина России. Особенно важным к действию происходящих перемен является наиболее динамичная социальная группа населения - молодежь, так как именно она претерпевает значительные изменения в своих интересах, ценностях, культуре.

В молодом возрасте происходит обширная социализация человека в условиях общественной жизни. Социальное развитие всего общества в целом зависит от позиций молодого поколения, от его облика. Каждому молодому человеку на протяжении жизненного пути постоянно приходится принимать решения, зачастую от верного выбора зависит благополучие человека, а иногда - и его судьба.

Выбор профессии предопределяет успех профессиональной и жизненной карьеры. На работе человек приобретает друзей, включается в сообщество людей, близких по интересам, жизненным смыслам. И если человек не сможет найти себя в профессии, он не будет чувствовать себя комфортно [1;3]

Н.А. Нестерова

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия

Формирование духовного мира студенчества тесно связано с профессиональными и жизненными ожиданиями, путями и возможностями их реализации. В свою очередь, профессиональные и жизненные ожидания студенческой молодежи имеют особое значение в экономической, социальной, политической и других сферах.С тержневая роль системы ценностей, на которую опирается культурно-воспитательная работа общества, проявляется особенно четко в те кризисные моменты, один из которых переживает сегодня Россия. Более того, именно в эти моменты происходит смена такой системы, и чем более стихийна эта смена, тем более болезненно проходит она для общества. Сегодня кризисное состояние российского общества очевидно: разрушены экономические связи, утеряны нравственные ориентиры, утрачено единство государственности и многонациональной культуры.

© 2020 Образовательный портал Тамбовской области